В воскресный день, 6 ноября, чествуется икона Божией Матери «Всех скорбящих радость». В нашем храме, в воскресный день, по традиции служится две Божественные литургии: ранняя и поздняя: накануне вечером-Всенощное бдение. В воскресной службе читается Евангелие от Луки о богаче и Лазаре.
Каждый из нас рано или поздно ставит перед собой вопрос: “Отчего Бог так устроил мою жизнь? Зачем Он сделал меня таким? Почему я не такой, как мой брат? Почему у меня нет богатства, радости, талантов? Почему я убогий, злой, раздражительный, некрасивый?” Каждый из нас рано или поздно спрашивает себя и Бога: “За что мне вся эта жизнь?” Это вопрос не праздный. Это, если вдуматься, вопрос серьёзный и глубокий. Когда-то Антоний Великий, один из выдающихся подвижников, задал Богу именно такой вопрос – а у него было удивительное дерзновение: он говорил с Богом, как мы говорим друг с другом, – так вот, он спросил у Бога: “Господи, отчего один родится в богатстве и знатности, а другой в нищете и поношении; отчего один здоров, а другой болен, отчего один постоянно испытывает радость от жизни, а другой передаётся с рук на руки скорбям и болезням?”. Божий ответ был таков: “Антоний, то судьбы Божии, внимать им душевредно. Себе внимай”. Сегодняшняя притча, которую Господь рассказал нам в Евангелии, даёт нам некоторые ответы на эти непростые вопросы. Жили богач и Лазарь, богач одевался в порфиру и виссон и пиршествовал блистательно, а Лазарь лежал у дома его в струпьях и мечтал только о том, чтобы поесть чего-нибудь из выброшенных остатков пищи, и он был так слаб, что не мог отогнать собак, которые лизали его язвы. Предельное богатство, предельное процветание и предельная нищета, окончательное убожество показаны нам Господом в этой притче. И при первом взгляде кажется, что достаточно быть просто нищим и лежать в грязи, чтобы спастись, потому что Лазарь был спасён. Нет! Сама по себе нищета не спасает, само по себе богатство не губит. Вот – нищета. Казалось бы, тут всё просто: нищий человек, значит, уже спасся. Нет, Божье слово говорит нам: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное”. Что значит “нищие духом”? По одному из толкований, “нищий духом” – это не тот, у кого совсем ничего нет. Если бы всё было так просто, каждый из нас непременно спасся бы, ведь все мы в каком-то смысле – нищие. Вопрос в другом, в том – какие плоды приносит эта наша нищета. А плоды эти очень часто – зависть, раздражение, ненависть, тайное желание приобретать и приобретать, наконец злоба оттого, что приобрести столько, сколько нам хотелось бы, мы не можем. Спасётся ли такой нищий? Да нет, конечно! Потому что вся его жизнь – это грех и “похоть очей”, как говорит апостол Иоанн Богослов. Чем кончается притча? Лазарь был отнесён на лоно Авраамово, в рай. Мы ничего не знаем из притчи о грехах богача, там не говорится о том, что он совершал какие-то злые поступки. Сказано только, во что он одевался и как он пировал. Евангелие, которое нам с вами дано Господом, эта благая весть о Вечной Жизни, – богато и многообразно. Для того чтобы правильно понять эту притчу, нужно вспомнить два высказывания Христа. Первое – о бедности: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное”. Второе – о богатстве: “Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие”. И вот возникает вопрос: можно ли спастись одной нищетой и можно ли погибнуть от одного лишь богатства? Сама по себе нищета не спасает, само по себе богатство не губит. И богатство, и нищета – дары Божии. Одному Бог дарит богатство, другому точно так же дарит нищету. Не сами по себе они важны, важно то, для чего и как мы их используем, с какой целью проживём мы жизнь в богатстве, с каким душевным настроем понесём нашу нищету, будем ли мы только пиршествовать блистательно или постараемся хоть одну слезу утереть, хоть одну печаль утешить.
Кто же такой “нищий духом”? “Нищий духом” – это тот, кто имел нечто и отказался от имения ради Царствия Божия. Воистину нищий духом отказывается от талантов, от успеха жизненного, от богатства, отказывается от всего и говорит: “Главное в моей жизни – это Бог, это вера, это Царствие Божие, это надежда на будущую жизнь”. И тогда, конечно же, он не решится утверждать, что в церковь ходить не так уж и важно, что много у него иных дел, много у него забот по дому, потому что он знает: есть главное, а есть второстепенное. Можно быть внешне нищим и трястись над каждой копейкой. А можно быть богачом и не ставить в грош всё имение своё, не прикипать к нему душою, с легкостью и простотой расставаться со всем, что Господь дал, потому что Господь дал, Он же и возьмёт. Некоторые думают, что болезнь – это самое страшное зло, которое Господь посылает человеку. А между тем были святые, которые спасались тем, что всю жизнь с радостью, умилением душевным терпели скорби. Амвросий Оптинский болел всю жизнь, а был святым. Мы же так суетимся по поводу наших скорбей! Бежим к экстрасенсам, бежим к знахарям, изо всех сил начинаем следовать чудовищным советам этих слуг сатаны, забывая всё на свете. “Самое главное – здоровье”, – говорим мы друг другу. Самое главное – здоровье! Неужели и правда? Самое главное, всё-таки Вечная Жизнь, которая всем нам предстоит, хотим мы того или нет. Пусть мы не верим в Бога, пусть нам всё равно, о чём говорят в церкви, но всё же каждый из нас будет жить вечно, потому что бытие, которым Бог наградил тварь, неуничтожимо. А вот какой будет Вечная Жизнь, жизнь будущего века – это зависит от нас. Это зависит от наших усилий, от нашей веры, от нашей любви, а вовсе не от нашего богатства и не от нашей бедности.