Радуйся, Митрофане, великий и преславный чудотворче
В Неделю 11-ю по Пятидесятнице, 20 августа, Православная Церковь отмечает торжество обретения мощей святителя Митрофана Воронежского (1832 год). В нашем храме, левый придел, освящён этим святым, и для нашего храма- это престольный праздник храма. Накануне вечером было совершенно Торжественное Всенощное Бдение с чтением Акафиста святителю. Утром-отслужено две Божественные литургии: ранняя и поздняя, по окончании поздней службы состоялся Крестный Ход с молебном Святителю Митрофану Воронежскому.
Святитель Митрофан любил повторять, что самый великий подвиг для христианина — предание себя в волю Божию. Половину своей жизни он прожил в миру, не помышляя ни о каких особенных подвигах, был женат, имел детей. Его жизнь, это непрестанное памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах. Его любимыми молитвами были молитвы об умерших. И этому сопутствовала практическая основательность во всем и житейская трезвость. В течение нескольких лет он служил простым сельским священником в Суздальской епархии. Господь посетил его скорбями, призывая к новому служению. На сороковом году жизни он овдовел и решил принять монашество. Его постриг был совершен в Успенском монастыре, недалеко от Суздаля. Очень скоро за благочестие и смирение, отец Митрофан, вопреки своему желанию, был возведен в игумены Яхромской обители. Через некоторое время, став первым епископом вновь учрежденной Воронежской епархии, он прежде всего начал сооружать в Воронеже каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл двадцать лет — до самой своей кончины. Завершая свое смиренное восхождение к Богу, святитель принял схиму (с наречением имени Макария), как бы сложив с себя епископский сан. Ибо, согласно церковным правилам, принявший схиму не может начальствовать в Церкви. Он был погребен в Благовещенском соборе. А после его прославления в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь. Пройдя по жизни царским смиренным путем, святитель Митрофан как бы зримо являет нам одну из основополагающих истин, заповеданных святыми отцами: «Самое главное в богословии и в духовной жизни — чувство равновесия». Это есть дар рассудительности, обретаемый смирением. Во всей своей архипастырской деятельности он неизменно противостоял ложному благочестию, питаемому гордыней. Особую страницу в жизни святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром Первым. Он решительно выступил за полезные для Отечества преобразования молодого царя — в частности, постройку флота в Воронеже, на которую многие тогда смотрели неодобрительно, почти с суеверным страхом. Из церковной казны им даже были выделены средства в поддержку важного для России начинания. В то же время святитель Митрофан не одобрял бездумного подражания некоторым обычаям иноземных иноверцев. Святитель отказался посетить Воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный государь стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели допустить хотя бы косвенное участие в языческом нечестии. Исповедничество святителя произвело сильное впечатление на Петра. Он убрал статуи, помирился со святым старцем, и это было для царя началом нового, более благоговейного отношения к православной вере. Свет Христов открывается нам необязательно сразу в Фаворской славе, но прежде всего в смиренном несении креста, данного Господом, и это есть вся жизнь святителя Митрофана. Святитель Митрофан учит нас с упованием предавать Господу все скорби и труды нашей жизни, напоминая, что Господь всегда сопутствует нам и ждет нас в вечной славе в конце пути. Молитвами Богородицы, когда придет наш последний час и закроются наши телесные очи, Господь откроет нам в полноте наше внутреннее зрение, и мы увидим Его лицом к лицу. И смерть — тот исход, о котором Господь говорит в день Преображения — будет нашим новым великим рождением, началом жизни с Богом, не имеющей конца.