Держи ум твой во аде и не отчаивайся
В Неделю 16-ю по Пятидесятнице, в воскресный день, 24 сентября, в нашем храме было отслужено две Божественные литургии: ранняя и поздняя, накануне вечером совершено Всенощное Бдение. Среди сонма святых воскресного дня, особо чтится память преподобного Силуана Афонского. Заповедь, данная Господом Иисусом Христом, преподобному: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся», для нас есть ориентир жизни. Осознавая свою греховность, уповать на милосердие Божие, жить в боязни оскорбить Спасителя большими грехами, терпеливо переносить тяготы и скорби земной жизни и молиться преподобному Силуану об избавления от греховных помыслов и печали.
Сегодня мы слышали притчу нашего Спасителя, которая называется притчей о талантах: Господин, отходя в далекую страну, дал своим подданным таланты. Одному дал пять талантов, второму – два, третьему – один. И те, кто получил таланты, по-разному поступили: один отдал их в торг и вместо пяти имел уже десять, другой два таланта приумножил в четыре. Но тот человек, который получил один талант, зарыл его в землю, и когда пришел Господин и потребовал отчета о том, как он употребил свой талант, он ответил: «Я знаю, Господин, что ты жнешь, где не сеял, и собираешь там, где не расточал, поэтому вот тебе твое, возьми». Господь первых двух, которые приумножили вдвое данное им, ублажает и говорит, чтобы они вошли в радость Господина своего, а последнего осуждает на вечные муки, поскольку тот не приумножил талант. Господин говорит, чтобы его выбросили во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов. А дальше добавляет такие слова: «Тот, кто думает, что имеет, потеряет и то, что имеет».
«Господь Бог не только наделил нас теми или иными талантами, но дал нам и способность, и возможность реализовать эти дары, умножать их. Но от нас, от нашей свободной воли зависит дальнейшая судьба полученных дарований. Мы решаем, употребить ли эти таланты на добрые дела или сокрыть их в тайниках своей души, довольствуясь сознанием, что они в нашей собственности. Мы вольны распорядиться полученным по своему усмотрению. Господь не связывает наших личных желаний. Дорогие мои, я хочу заострить ваше внимание на одном из самых важных талантов, дарованных нам Господом, – это талант веры. Вложенное в нашу душу семя веры – стремление к Богу и добродетели, требует нашего непременного участия. Тут очень многое зависит от самого человека. Через упражнение в молитве, чтение святоотеческих книг расширяется душа, становится восприимчивой к касаниям нездешнего мира, легко откликается на Божий зов, начинает понимать язык духовный. Любовь к церковной молитве за богослужением приобщает нас к небесному. Но своею леностью, беспечностью и нерадением мы предаем забвению этот драгоценнейший талант – детоводитель наш вслед за Богом, и он засыпает в нас под гнетом житейских забот и суеты, а худые дела и совсем могут изгнать веру.
Данный нам Богом ум мы можем и должны образовать и развить для нашего же блага – приложив усилия и труд чрез обучение грамоте, полезным наукам и искусствам, чрез освоение ремесел. А можем довольствоваться только полученным, как ленивый раб, закопать их в землю.
Через заботу об умножении способностей мы получим и достаток благ житейских. Личным старанием и честным трудом можем приумножить его настолько, чтобы иметь возможность помогать и другим людям. «Кто собрал много, не имел излишков, а кто мало, не имел недостатка». Из-за нерадения своего или жизни невоздержной мы легко и неприметно для себя можем растерять и то, что имели, и сами терпеть нужду. Каждый из нас по своей свободной воле, в меру данных ему Богом сил, может жить и работать здесь, на земле, во славу Божию, во благо и спасение ближних и свое собственное благо и спасение.
Таким образом, мы свободны в выборе, в нашей воле наша жизнь: исполнить ли нам замысел Божий о нас или грестись по жизни в своеволии, неся тяжкий самодельный крест, спотыкаясь на каждом шагу и преодолевая собой же созданные препятствия. Не можем не видеть мы, и тем более не понимать, что жизнь наша, наша участь зависит одновременно – сколько от Бога, но столько же и от нас самих. А если это так, то есть ли основание и право нам роптать на свою судьбу и завидовать другим?
Дурно наше положение, мы бедны, несчастны, а положение других во всех отношениях лучше? Положим… Но пенять нам надо в этом случае на самих себя, на свою собственную леность, беспечность, а не на участь свою, как бы от нас совсем не зависящую… У тебя мало талантов, а у других много? Положим… Но прими во внимание, что у кого пять талантов, тот для употребления их в дело должен и трудиться более, чем получивший один талант. А как поступает иной и с одним данным ему от Бога талантом? Молиться – ленится… Работать – тоже. Потому он почти ничего и не наживает, а что и наживает, употребляет на разгул – на свои прихоти. Так, если ты и один данный тебе Богом талант ленишься употребить на доброе дело то как бы ты справился с пятью талантами? Не завидовать тебе надо имеющим много, а стараться подражать их трудолюбию, умеренности и благочестию… Трудись усердно, при этом еще усердней молись, будь воздержен и трезв, и на данный тебе талант ты приобретешь еще талант, следовательно, будешь иметь уже два таланта, а на два можешь приобресть и еще два и, таким образом, будешь жить не только сам безбедно, но и другим найдешь возможность помочь от трудов своих праведных… А то… иные любят лишь роптать на свою судьбу и завидовать другим, а не работать, не трудиться как следует.
А вот конец нынешней причти должен нас особенно насторожить и отрезвить от угара жизнью. В нынешнем Евангелии ясно сказано, что господин, раздавший рабам свое имение, возвратившись из дальней страны, потребовал от них отчета в употреблении данных им талантов. Рачительно отнесшихся к Божиим дарованиям и удвоившим данные им таланты похвалил за рассудительность и верность и наградил. Скрывшего талант свой в земле назвал лукавым и ленивым рабом и повелел бросить его во тьму кромешнюю… Не значит ли это, дорогие мои, что Господь Бог на последнем Страшном суде Своем от всех потребует отчета в том, как мы, живя здесь – на земле, распоряжались и пользовались Его дарами, и скажет одним: добрый рабе, благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость господа твоего! Не останутся без внимания и оценки дерзость и презорство забывших Бога, зарывших Божии дарования: лукавый рабе и ленивый. И отнимется от него и еже мнится имея. В этот момент станет ясно, что не имеет человек ничего своего, чего бы ни получил он от Господа. Обнаженный от Божиих даров: от дара веры, от всех добродетелей познает человек свое убожество, свое одичание и сродность с теми, кто достоин кромешной тьмы и нескончаемого плача. Сейчас на земле мы с вами жизнью выбираем свое будущее. И страшно произнести это слово – будущее навечно. Блаженство вечное и вечные мучения!
Помня последний Страшный и праведный Суд Господень, будем ли мы еще роптать на свою земную судьбу, сравнивая ее с судьбой других, завидовать этим другим? Всякий благоразумный человек при этом воспоминании будет благословлять жизнь свою, благодарить Бога за Его Отеческую любовь к нам, недостойным его попечений и любви. Будем помнить основную заповедь Божию: «Люби ближнего своего, как самого себя». Эта память оградит нас и от зависти, и от ропота – этой тяжелой болезни души. Есть и еще действенное средство: помнить слова Спасителя: кому много дано, с того много и взыщется. А кому вверено мало, с того меньше и спросят (Лк. 12, 48). Будем же, дорогие мои, относиться к людям осмотрительно, к одним – малоимущим, с особенной любовью и сострадательным участием, как нуждающимся в нашей помощи и участии, к другим – с особенным почтением и уважением, как к избранникам Божиим, получившим многие дарования. И подумайте еще о той опасности, которая может подстеречь их, если они вознерадят о своих пяти талантах. Ибо, если получивший от Господа один талант и закопавший его в землю будет сурово наказан Богам, то какое наказание примет от Бога тот, кто злоупотребит пятью талантами?
Итак, без ропота и зависти, по мере талантов, данных каждому из нас, станем усердно трудиться как для устроения, временного нашего благополучия, так и для достижения вечного спасения. Дорогие наши, надо нам так пройти поприще жизни, чтобы на Страшном Судище Христовом услышать вожделенный глас Господа: рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю; вниди в радость Господа твоего (Мф. 25, 21, 23). ( из проповеди архимандрита Иоанна Крестьянкина)