Сегодня праздник Божественного смирения. Сегодня предвечный Бог стал «Отроча младо» – малым Младенцем, рождаемым от Девы. Сегодня Всемогущий и премудрый Творец всех миров, и видимых и невидимых, Единородный Сын превечного Отца, явился во плоти, как един от земнородных. Царь Небесный нисшел на грешную землю, и притом не в раззолоченные чертоги царей земных – а в смиренный вертеп, не в роскошную колыбель – а убогие ясли. Простирающий небо, как шатер, и Одевающий его облаками, Повивающий море туманами, как пеленами, – сегодня Сам рубищем пеленается, как сын бедного назаретского древодела… Поистине сегодня Небо сошло на землю и вертеп стал небом! Поистине неизреченное смирение Сына Божия, несказанная любовь Божия к роду человеческому.
Еще в Ветхом Завете царственный пророк в благоговейном созерцании премудрости Божией молитвенно взывал: что есть человек, яко помниши его; или сын человечь, яко посещеаеши его!
Стоит ли это ничтожное создание, этот червь, прах, пепел, пребывающий где-то на земле, которая и сама-то есть ничтожная пылинка мироздания, – стоит ли он того, чтобы Ты, Всевышни й Непостижимый Боже, помнил его, посещал его благостию Твоею, осыпал щедротами Твоими?
Но что сказал бы сей благоговейный созерцатель великих дел Божиих, если бы воочию узрел то, что мы верою созерцаем ныне, что в действительности совершилось на земле, – если бы он узрел Бога в убогих яслях, в бедных пеленах, в мрачном вертепе смиренно почивающего?..
Но вместо священной арфы Богоотца Давида в тиши ночи на полях Вифлеемских слышатся скромные свирели смиренных пастырей, а вместо дивного, богодухновеннного псалма здесь раздаются звуки песни ангельской, пресладостной сердцу песни о мире на земле и о благоговении Божием к роду человеческому.
Се, приседит у Его смиренной колыбели Его Пречистая Матерь Дева, вся погруженная в благоговейное созерцание дивных и предивных дел Божиих, через Нее совершившихся. С какой заботой и любовью слагает Она в чистом и боголюбивом сердце Своем все, что видит и слышит здесь, все, что потом с Ее слов записали для нас святые евангелисты Матфей и Лука!
А вот достоблаженный страрец. Ее обручник, Ее попечитель Иосиф в благоговейном размышлении склонил седую главу над яслями своего нареченного Сына – Богомладенца.
Вот являются с полей своих со стражи ночной пастыри, только что бывшие свидетелями дивного явления Ангелов. Радостью и счастьем сияют их лица, склоняются они до праха земного пред священными яслями и первые из земнородных приносят Христу дар от стад своих непорочного агнца. А за ними приходят и цари-мудрецы с Востока – приходят, водимые чудесной звездой, и, повергаясь ниц пред почивающим в яслях новорожденным Царем Иудейским, Царем всего мира, всей вселенной, отверзают свои сокровища и приносят Ему злато, ливан и смирну.
Так простота и мудрость, убожество и богатство, сиренное звание и царское достоинство встречаются у колыбели Христовой и вместе с тем склоняются пред Тем, Кто в убогих пеленах не престает быть Царем и Владыкою неба и земли, Кому все люди дороги и близки. Лишь бы все они были духом смиренны, сердцем сокрушенны, лишь бы все стремились уподобиться Ему.
Братья христиане! Когда переносишься мыслью к священным событиям сей благословенной ночи Рождества Христова, когда созерцаешь в дали веков минувших этот дорогой нашему сердцу вертеп, эти убогие ясли – колыбель Царя царствующих и Господа господствующих, то в грешной совести невольно рождается вопрос: а для тебя, именующего себя учеником Христовым, есть ли место в этом вертепе?
Господь затем и пришел на землю, и Младенцем стал, и в яслях почивал, и на Кресте пострадал, чтобы сломить нашу городыню, пересоздать всего нашего внутреннего человека. Он все сделал, все готов сделать, чтобы согреть наше хладное сердце Своим миром благодатным, чтобы облагоухать его веянием Святого Духа, чтобы сделать его яслями для Себя, обителью Своею, и внити в него, и обитати в нем…
Припадем же к Нему в простоте сердца скорбяшего и кающегося, пожалуемся Ему на самих себя, восплачемся перед Ним, и призовем себе на помощь Его Пречистую Матерь.
Архиепископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский).
Прибавление к «Церковным ведомостям», 1911, №51-52.