Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
В воскресный день, 20 ноября, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, в нашем храме было отслужено две Божественные Литургии: ранняя и поздняя, после каждой-служатся молебен и панихида, накануне вечером совершено Всенощное Бдение.
В это день читается Евангелие от Луки: повествование об исцелении Христом Спасителем дочери Иаира – начальника синагоги. Чудо, которое было сопряжено с другим, не менее значимым и великим, когда Господь остановил течение крови у женщины, двенадцать лет страдавшей этим страшным недугом.
Толпа окружала Господа. Господь проповедовал, благословлял. В это время подходит к нему некий человек по имени Иаир и просит прийти и исцелить дочь его, отроковицу, которая больна и находится при смерти. Услышав эту просьбу, Господь отправляется в дом Иаира. В этот момент, через окружающую Его толпу, к Спасителю подходит некая женщина, имени которой мы даже не знаем. Женщина весьма и весьма больная, которая страдала кровотечением в течение 12 лет. Мы знаем, что все имущество свое она издержала на врачей, но так и не получила исцеления. Эта женщина, видя, что Господь идет к дому Иаира, следует за Ним, пробирается через толпу и касается края одежды Его в надежде, что даже это прикосновение к Спасителю сможет даровать ей исцеление от болезни. И как только она прикоснулась к одежде Его, тотчас прекратилась ее болезнь. И Господь, обращаясь к ученикам Своим, к окружающим Его людям, говорит: «Кто ныне прикоснулся ко Мне?». Вопрос, который в некий шок поверг учеников, в некий ступор. Сотни, тысячи людей вокруг, а Господь задает вопрос: «Кто прикоснулся ко Мне?» Апостол Петр, будучи человеком откровенным, прямым, говорит: «Господи, что Ты спрашиваешь? Кто мог прикоснуться к Тебе? Столько людей окружает Тебя!» Но в ответ Господь усугубляет заданный вопрос: «Я почувствовал силу, из Меня исшедшую». Своими словами Спаситель приоткрывает некую тайну, обращает на нее наше внимание. Для чего? Для того, чтобы показать нам некое важное назидательное и спасительное явление. Видя, что тайна ее открыта, исцелившаяся женщина выходит на середину, припадает к ногам Спасителя и рассказывает о том, что с ней случилось, какую надежду она имела на это прикосновение, и как она исцелилась тотчас. И Господь не обличает ее дерзновение, может быть, даже с дерзостью граничащее, но простирает ей руку, поднимает ее с земли и говорит: «Дщерь, вера твоя спасла тебя!». И женщина отошла исцеленная от Спасителя. Но для начальника синагоги это была, конечно, очень томительная задержка. Он очень торопился позвать великого Пророка и Целителя к своей дочке, чтобы Он ее исцелил. И как раз в тот момент, когда кровоточивая женщина исцелилась и открылась перед Спасителем, к Нему подошел слуга Иаира. Он сообщил, что не надо больше звать учителя, потому что дочка уже умерла. Но Господь ответил ему: «Не бойся, только веруй, и спасена будет!». И с верой они продолжили путь к дому начальника синагоги. И когда они пришли, Господь изгнал всех, кто был в этой комнате, где лежала девица, оставив только Петра, Иакова, Иоанна. Эти ученики были ближе всего к Нему, они постоянно присутствовали с Ним и были свидетелями Его чудес. И еще Господь оставил родителей этой девицы и подошел к ней и сказал: «Девица встань». Она встала, и Он взял ее за руку. Девица встала, начала ходить, и потом дали ей есть, и она ела. По вере родителей Сын Божий совершил чудо телесного воскрешения их дочери. Евангелие говорит нам о том, каким образом это произошло: возвратился дух ее (Лк. 8:55). В этом — благая весть о бессмертии нашем. Тело человеческое, взятое из земли, возвращается в землю. Но дух человека, рожденный дыханием Божиим, нельзя уничтожить — он не может сгнить, смешаться с землей, бесследно исчезнуть — он переходит в вечность. Эту-то бессмертную частицу вернул Иисус в тело дочери Иаира, совершая чудо воскрешения.
Сегодняшнее Евангелие во всей глубине и широте раскрывает перед нами один из центральных аспектов нашей православной жизни, призывает нас быть более внимательными, более чуткими и к ближнему, и к самим себе. По отношению к ближнему мы должны являть любовь, ту истину, которая засвидетельствована в Писании: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». По отношению же к себе тоже все очень просто: лучше быть грешником кающимся, чем праведником, не имеющим нужды в покаянии. Тогда с какими бы просьбами мы не обращались к нашему Господу – получим просимое, и всегда будем слышать от Него то, что Он сказал в сегодняшнем Евангелии: Иаиру — «Не бойся, только веруй», а кровоточивой — «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди с миром!».