В воскресный день, 27 ноября, в нашем храме было отслужено две Божественные литургии: ранняя и поздняя, накануне вечером совершено Всенощное Бдение.
В сегодняшний воскресный день, перед начинающимся Рождественским постом, читается Евангелие от Луки (Лк. 10:25–37) –диалог некого законника со Христом. Этот ветхозаветный учитель закона, как сказано в Евангелии, приступил ко Иисусу, искушая Его. Он заведомо приговорил Христа своим совершенным неверием в Его Божество, желая лишь удостовериться в некоторых своих ложных представлениях. И он спрашивает Господа с позиции своих знаний: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» И Господь, зная, как Сердцеведец, его лицемерие и лукавство, с которыми он подошёл, отвечает ему: «В законе что написано? Как читаешь?». Этот законник конечно же знал Писание и очень легко процитировал, что надо возлюбить Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душой твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Тот, кот по-настоящему возлюбит Господа всею крепостью своей, без единого остатка, кто всего себя предал Богу, не оставляя что-то для себя, и, если что-то имеет, то в Боге и через Бога. Господь говорит законнику: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Часто бывает и с нами, когда мы не можем правильно ответить на данный вопрос, кто есть наш ближний, до какого колена считать своих родных ближними: папа, мама, дети, двоюродные, троюродные или вся родня? Но Христос нам даёт однозначный ответ, кто есть наш ближний. Он приводит притчу о том, как некий человек шёл из Иерусалима в Иерихон и впал в руки разбойников. Это не образ, не метафора, он действительно попал в руки злых, циничных, бесчеловечных людей, которые занимаются разбоем на большой дороге: с лёгкостью грабят, убивают, насмехаются, надругаются, и делают это совершенно дерзко, беззастенчиво, с невероятной злобой и равнодушием, как и бывает со всеми теми, кто выходит на такой путь. И этот человек, с которого сняли одежду и оставили его едва живым, изранив его, лежит при дороге, при пути. И мимо него проходят и священник, и левит, служитель церкви; и видят его, но им не приходит в голову сотворить с ним милость. Лишь милосердный самарянин, в образе которого есть Сам Христос, Который пришёл в это мир уврачевать израненное, истерзанное грехом и диаволом человечество, пришёл восставить и ввести в Свою гостиницу, которая есть образ Церкви, где человек получает врачевство своих греховных болезней, имеет надежду и возможность на то, чтобы исцелиться, на то, чтобы обрести утраченную радость общения человека с Богом. Этот милосердный самарянин не просто обратил внимание на этого человека. Как сказано в Евангелии, он возливает на его раны масло и вино — это те простейшие средства, при помощи которых человек может получить тогда какое-то облегчение от своих ран. И, посадив больного на своё животное, приводит его в гостиницу, где ещё целую ночь служит ему, заботится, и лишь на следующий день уезжает. Но не оставляет его без попечения, самарянин отдаёт деньги гостиннику, чтобы он мог покрыть все издержки по ухаживанию за больным. Но и этим не ограничивается его милосердие, самарянин говорит: «Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
Удивительный образ милосердия! Это есть милосердие Христово. Христос отдал всего Самого Себя на служение человеку, взойдя на Крест до Голгофского Жертвенника, до самоумаления и божественного истощания, лишь бы мы очнулись, постарались, попытались уподобиться Своему Творцу в Его любви.
Ведь мы видим, что современный мир уже не понимает этих слов. Слово милосердие, конечно же, существует и используется людьми: есть благотворительные организации, есть те люди, которые ещё пытаются сохранять добро в этом мире. Но чаще всего люди стали гораздо жестокими, более равнодушными. И даже внутри собственной семьи нет ни мира, ни согласия, потому так часты в современном обществе разводы, так непрочны человеческие союзы. И даже самые близкие люди творят друг над другом насилие и физическое, и моральное. Но Господь даёт нам образ того, как мы должны поступать с ближним. Господь спрашивает законника, что кто из этих троих — священник, левит или самарянин — был ближним впадшему в разбойники. Тот справедливо отвечает, что это тот, кто сотворил милость с ним. И дает ему простой и короткий ответ: «Иди, и ты поступай так же». Это слово Христос обращает к каждому из нас. Не только к нашему уму, нашему сознанию, но и к нашим сердцам, чтобы мы всё-таки научились одной из главных добродетелей, заповеданной Христом, — добродетели милосердия, которая есть проявление любви и человеческого смирения. Эти добродетели человек может получить только от Бога. Их источник — Сам Господь, и Он желает, чтобы мы научились милосердию, потому что, когда добро, добрые отношения в этом мире между людьми иссякнут, когда иссякнет любовь, — мир прекратит свое существование.
Господь Милосердный, да подаст и нам, чувство любви и сострадания, эту радость, это обретение себя во Христе, чтобы в Нём и обрести мир души и с милосердием встретить всякого человека, кто будет поставлен пред нами Его божественным Промыслом, и возлюбить его, как самого себя.