Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче
В Неделю вторую Великого Поста, в воскресный день,31 марта, Православная Церковь чтит память святителя Григория Паламы. В этот день, в нашем храме было отслужено две Божественные Литургии: ранняя святителя Иоанна Златоуста и поздняя –святителя Василия Великого. Сегодня мы за Литургией слушали Святое Евангелие от Марка об исцелении парализованного расслабленного человека. Речь идёт о том, как Господь, придя в Капернаум, учил в одном из домов, и некоторые люди, желая во что бы то ни стало принести своего больного друга к ногам Господа и не имея возможности подойти к дому из-за множества людей, забрались на крышу, разобрали кровлю и опустили парализованного расслабленного человека к ногам Господа, чтобы Он его исцелил. И Господь, видя их веру и их усилия, исцелил больного. Свт. Григорий Палама написал прекрасную проповедь именно на этот текст Священного Писания (о расслабленном), где говорит о расслаблении человеческой души — что значит следование страстям, услаждениям, удовольствиям, когда таким образом немоществует душа человека, становится неспособной послужить Богу и ближнему. И свт. Григорий Палама говорит, что не иначе как с большим усилием и верой был исцелён физически расслабленный человек, так и любой расслабленной душе необходимо принять достаточное усилие, чтобы измениться. Мы видим, как четыре человека приняли совместное решение, весьма потрудились в пути, забрались на крышу дома, разобрали по частям кровлю, чтобы поднести больного к ногам Господа. Свт. Григорий под кровлей, которую необходимо было разобрать, разумеет мыслительную часть души человека, потому как мысли формируют образы и чувства и направляют волю человека, если мысли образуются от греховных устремлений, то это притягивает человека ко греху. А греховные мысли и состояние души человека складываются от действия внешнего мира. Свт. Григорий рассуждает, как мы можем противостоять современному потоку ненужной, давлеющей, травмирующей души информации, которой переполняет всё вокруг. Он говорит о трезвении. О трезвении ума, о трезвении души человека, то есть о внимательном сосредоточение к тому, что входит в нашу душу, в наш ум. Потому что те потоки информации, которые мы воспринимаем, входят в наш ум, в наше сердце — во святая святых человека, там, где должен быть Господь, там, где приидет Царствие Его. А если грех постоянно наполняет сердце человека, то он получает навык в стремлении ко греху, грех становится уже навыком плоти, души, ума, очей…Сегодня мы с вами находимся во святых днях Четыредесятницы, и настоящее время дано нам именно для того, чтобы потрудиться, чтобы с помощью Божией измениться при нашем хождении в церковь, при участии в церковных Таинствах, находясь в посте и молитве. Надобно просить Господа, чтобы Он помог нам в эти дни освятить наш ум, наше сердце, чтобы мы смогли размести ворох нашей мыслительной части души и впустить в своё сердце Христа. Просить, чтобы Господь восполнил наши немощные силы ума, чувств и воли и помог нам сделать шаг на пути к духовному преображению.