Вознесение Господне — это один из двенадцати двунадесятых праздников, которые посвящены ключевым событиям евангельской истории. Это переходящий праздник: его дата зависит от даты празднования Пасхи, и в этом году празднуется 10 июня. Он принадлежит к числу так называемых господских праздников, то есть относящихся к Господу Иисусу Христу. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо относится к знаменательнейшим событиям священной истории. После него видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. И, разумеется, это не могло не быть отмечено отдельным праздником. Накануне праздника в нашем храме было совершенно Торжественное Всенощное бдение, а в сам день праздника -ранняя и поздняя Божественная литургия.
В этот день мы вспоминаем события, произошедшие через сорок дней после того, как Иисус Христос был распят на кресте и воскрес. После Воскресения Спаситель не один раз являлся своим ученикам, укрепляя их веру и готовя к сошествию Святого Духа на них — к Пятидесятнице. В день Вознесения Господь собрал апостолов в Вифании, на горе Елеон. Христос благословил их и как был, во плоти ,вознесся на небо. Новый Завет так пишет об этом событии: Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян 1:9-11). При Вознесении Христа присутствовали все Апостолы, собравшиеся на горе. Это была их последняя совместная встреча. Однако это было не последнее явление Христа. Позднее он являлся в видении апостолу Павлу на пути в Дамаск, апостолу Иоанну на острове Патмос, да и другим, как апостолам, так и мученикам, святителям и исповедникам на протяжении всей истории христианской Церкви. Для Самого Спасителя Вознесение есть, по учению отцов Церкви, высочайшее его прославление и облечение Царственною Божественною властию. После этой удивительной, радостной разлуки со Христом апостолы вернулись в столицу Израиля Иерусалим. Именно там спустя несколько дней на них сошел Святой Дух. У икон, изображающих Вознесение Господне, есть четкая иконография, которой придерживаются все иконописцы. На иконе праздника изображаются все двенадцать апостолов, между которым, в центре стоит Богородица. Апостолы или стоят, или преклонили колени. Христос возносится в облаке, окруженный ангелами. На некоторых иконах есть интересная деталь : на Елеонской горе, откуда Спаситель взошел на небеса, запечатлен след от Его ноги.
Многочисленные образы Вознесения передают главную радость праздника – радость о Христе, возведшем человеческим естеством от смерти к нескончаемой жизни на небе, где Он воссел одесную Бога Отца, о чём упоминается в Никейском Символе веры, которое на каждом богослужение обязательно произноситься в храмах, и которое должен знать всякий православный человек.
Вознесение выпрямляет наши согбенные грехом спины. Оно заставляет смотреть вверх. Причем – с радостью. И язычники всматривались некогда в ночное небо, и это небо светом особенной звезды привело их к Младенцу-Мессии. Первое пришествие возвещено темным небом, украшенным звездами. Небом же, но уже ясным и дневным, будет возвещено и Второе пришествие.
Христиане молят Господа, чтобы этот праздник Вознесения вознес православные души к радостному пребыванию в этом мире, к истинному христианскому мужеству, к торжествующему над злом и унынием, терпению всех испытаний и скорбей. Потому что, это грех перед Богом, когда мы унываем в этом прекрасном и удивительном мире, который Господь создал для нас и через который Он ведет нас к еще более удивительному и прекрасному миру — Царствию Небесному.