Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём
В Великий Четверток Страстной седмицы, 13 апреля, утром, в нашем храме было отслужено две Божественные литургии свят.Василия Великого: ранняя и поздняя. В этот день более 2 000 лет назад Господом Иисусом Христом было установлено Таинство причастия Тела и Крови Господа, и каждый православный христианин стремиться в этот день соединиться с Господом в этом великом Таинстве.
Службы Святого и Великого Четверга посвящены одновременному оплакиванию начавшихся предательством Иуды страстей Господних и мистической радости Тайной Вечери, Вечери Любви. Ученики Христа, апостолы, приготовили Пасхальную трапезу, в честь наступающей ветхозаветной Пасхи (знаменующей исход (освобождение) евреев из Египетского плена). Вдруг, неожиданно для учеников, их Божественный Учитель начал омывать им ноги, что было обязанностью раба или слуги. Это был молчаливый ответ Спасителя на спор апостолов о первенстве. Подготовив этим апостолов к важности предстоящего, Господь вместе с учениками вкушает пасхального агнца, последний раз в истории празднуя Пасху ветхозаветную. На этой Тайной Вечери, Христос лично устанавливает важнейшее таинство Церкви, сохраняемое ею до сих пор — Евхаристию (Причастие). Дав ученикам вино и разломив для них хлеб, Спаситель говорит: «Приимите, ядите, это Тело Мое за вас предаваемое, и Кровь Моя, за вас изливаемая». Таинство святого причащения, установленное Господом пред Его страданиями и смертью, по заповеди Иисуса Христа: «сие творите в Мое воспоминание», с первых времен до настоящих непрерывно совершается на многочисленных престолах Церкви Вселенской. На вечери Господь определительно предрек ученикам, что один из них предаст Его, и это именно тот, кому Господь подаст кусок хлеба, обмакнув в солило, и обмакнув, подал Иуде Искариотскому. По хлебу вошел в него сатана; и предатель тотчас удалился от Христа и Церкви Его. Была уже ночь. Как же Иуда был допущен к Трапезе? Архиепископ Иннокентий Херсонский объясняет: «Так же, как и до сих пор допускаются к ней нераскаянные грешники, по милосердию Божию, ожидающему их покаяния. На Небесную Вечерю будут допущены лишь очищенные от греха, а пока, на земле, открыты двери для всех».
Далее Господь вошел с апостолами в сад Гефсиманский, – на гору Елеонскую. Здесь начались Его страдания: сначала душевные, а потом и телесные. Предначиная Свои страдания, Господь сказал ученикам: «посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там», и взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, бывших свидетелями славы Его во время преображения, начал скорбеть и тосковать. Душа Моя скорбит смертельно; «побудьте здесь и бодрствуйте со Мною», сказал ученикам Своим Богочеловек. Отойдя от них, Он преклонил главу и колена, и молился до кровавого пота, как человек, чувствуя чашу страданий, и совершенно предаваясь воле Отца. Иисусу Христу явился Ангел с небес и укреплял Его. Во время молитвы Своей Господь троекратно подходил к Ученикам Своим и говорил им: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Но ученики не могли молитвенно бдеть с Господом, ибо у них глаза отяжелели. Гефсиманская молитва Иисуса Христа наставляет нас, что среди искушений и скорбей молитва подает нам высокое и святое утешение и укрепляет готовность встретить и перенести страдания и смерть. Могущество молитвы, утешающей и укрепляющей, Господь поучительно показал и Своим примером пред Своими страданиями и смертью, и в то же время внушениями скорбевшим Апостолам: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.Около полуночи приходит в сад предатель с множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. Господь Сам идет к ним на встречу и словами: «Это Я», коими Он давал им знать о Себе, повергает их на землю и потом смиренно допускает предателя поцеловать и взять Себя на страдания и смерть. Так Господь, являвший свою власть над естеством, имевший во власти Своей легионы Ангелов, но пришедший принести Себя в жертву за грехи мира, словом: «Это Я», приносит Себя в жертву за грехи мира, добровольно и смиренно предает Самого Себя в руки грешников.
Слава долготерпению Твоему, Господи
Вечером в Великий Четверг, в нашем храме, совершилось вечернее богослужение, по подобию «Моление в Гефсимании», с последованием Утрени Великой Пятницы и чтением Двенадцати Страстных Евангелий. Духовенство, на середине храма, перед Крестом Господнем, зачитали Двенадцать Страстных Евангелий, о свидетельстве Христа, как Бога, о предательстве, о неправедном суде, о издевательствах над Создателем вселенной, о Его избиении, заушении, оплевании и распятии на Кресте,о предсмертных муках Спасителя, о Его последних словах, о снятии с Креста и положении во гроб. Поются особые скорбные песнопения, читаются антифоны дня, песнопения знаменуют духовное торжество ожидаемого Воскресения. Это наше бодрствование со Христом! В руках у прихожан зажженные свечи, в знак сострадания Крестным мукам Бога. Иже о всех благий, Господи слава Тебе. По окончании богослужения, частичку огня от свечи, держимой на этой службе, прихожане благоговейно несут домой, для возжжения домашней лампады, в глубине души уже ожидая Воскресения.