Греческое слово Евхаристия означает «благодарение» и обыкновенно соотносится с главным Таинством Церкви – Таинством Пречистого Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Установил его Сам Спаситель непосредственно перед Своими страданиями. На Тайной Вечери Он впервые преподал ученикам Тело и Кровь Свои под образом хлеба и вина, сказав: …Примите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
Служба, на которой приносится Бескровная Жертва и совершается Таинство Причащения, именуется Божественной Литургией.
Для чего мы принимаем святое Крещение и затем получаем дар Святого Духа в Миропомазании? Для того, чтобы вместе со всеми верными учениками Христа участвовать в Евхаристии (греческое слово Евхаристия означает «благодарение» и обыкновенно соотносится с главным Таинством Церкви — Таинством Пречистого Тела и Крови Господа Иисуса Христа) и постоянно пребывать в общении с Господом посредством приобщения Животворящей Святыни.
Как новорождённый младенец по естеству тянется к материнской груди, обретая в ней источник питания, а значит, и силы, необходимые для его возрастания, так и новокрещённые христиане с доверием и радостным трепетом приближаются к Чаше жизни, в первый раз участвуя в Божественной Литургии… Крестообразно сложив руки на груди, они приближаются к священнику, который ожидает их на амвоне (возвышение перед иконостасом) и приобщает святыне, вкладывая в уста лжицу (церковную ложечку) с драгоценной частицей. «Тело Христово примите, Источника бессмертного вкусите», — поёт в это время народ, в большинстве своём участвующий в Таинстве Причащения.
В час приобщения благодать Святого Духа пожигает самые терния наших грехов, даруя нам всё необходимое и достаточное для победы над злом и восхождения к нравственному совершенству — благодатному бесстрастию (или обОжению).
Главная задача причастника — блюсти себя в чистоте души и тела, внимать своему сердцу, сохраняя чудный мир Христов, обильно осеняющий нас в час приобщения; с любовью служить людям и таким образом делиться с ними благодатью, Каждый из нас призван участвовать в Божественной литургии и обновляться душой и телом достойным принятием Святых Животворящих Христовых Таин.
Церковные каноны обязывают всякого христианина не реже одного раза в месяц (а по потребности и чаще) приступать к Святыне. Необходимо ответственно предуготовить себя к этому, накануне посетив вечернюю службу с посильным воздержанием от скоромной пищи (обыкновенно, в среду, пятницу и в день, предшествующий приобщению) и прочитав положенное духовником молитвенное правило. К причащению святых Христовых Таин приступают строго натощак, не вкушая после полуночи и воздерживаясь известное время от супружеского общения. Обязательно со вниманием нужно прочитывать благодарственные молитвы по причащении Святых Христовых Таин.
По материалам издания «Семь слов о святых Таинствах Матери Церкви» протоиерея Артемия Владимирова