По духовном возрождении в крещальной купели мы постоянно нуждаемся в источнике очищения и прощения наших согрешений. К Святой Чаше мы можем приблизиться с сыновним дерзновением только тогда, когда получим прежде примирение с правдой Божией через всеусердное покаяние и прощение милостивым Спасителем всех наших вольных и невольных прегрешений. Безусловно, в исповеди нуждаемся все мы (ибо все грешны) — от Патриарха до школьника. Потому-то православный храм и именуется духовной лечебницей, что ежедневно предлагает врачевство покаяния всем, в нём нуждающимся.
В Русской Церкви есть обычай проводить Таинство Исповеди в вечернее время (накануне служения Божественной Литургии), а также утром — для детей, немощных и пожилых прихожан, равно и для тех, кто (по уважительной причине) не имел возможности принять участие в вечернем богослужении, чего требует говение (подготовка к принятию Святых Христовых Таин).
Исповедующий пастырь стоит, как правило, пред церковным столиком (аналоем), на который положены крест и Евангелие — знак невидимого присутствия на исповеди Самого Спасителя. Господь, Сердцеведец, знает о нас всё и конечно же не нуждается в наших исповедальных признаниях. В покаянии имеем великую нужду мы сами, часто согрешающие и поневоле — словами, делами, помышлениями… Безусловно, каждый из нас может и должен приносить Богу покаяние в уединении, в тайне собственного сердца, но никто не может утверждать, что обрёл полноту прощения от Небесного Отца, ат ем паче не властен простить себя сам. Вот почему Христова Церковь (по учреждению Господню) дарует нам пастырей, носителей благодатного священного сана. Задача батюшки — помочь человеку увидеть его падение, открыть язву души и уврачевать её добрым наставническим словом, засвидетельствовав кающемуся прощение его грехов именем Отца и Сына и Святого Духа. Пастырь, вышедший на исповедь, прочитывает особые молитвы, которые возвещают великость Божьего долготерпения и любви к кающимся. Часто священники подробно перечисляют грехи человеческие в помощь пришедшим на исповедь, для их самопознания и увещевания.
Правильный порядок принесения покаяния состоит втом, чтобы каждый, подойдя к пастырю, словесно исповедал вс теснящие и мучающие душу согрешения. Как важно при этом не ссылаться на извиняющие обстоятельства, не оправдывать себя, не умалять серьёзности своих греховных падений. Великой ошибкой было бы осуждать на исповеди других. Недопустимо лукавство пред Богом: сказав о второстепенных вещах, утаить главное. В таком случае сама исповедь, величайшее Таинство Божьего милосердия, может послужить малодушному и себялюбивому человеку в суд и осуждение!
Если мы «разим змия во главу», то есть называем вещи своими именами, исповедуем грехи чётко и ясно (чтобы священник всё расслышал и разобрал в наших признаниях) и завершаем признание словами: «Каюсь», «Господи, прости мои грехи, ведомые и неведомые», — душа получает от БОга непостижимую милость. При этих словах священник возлагает на кающегося епитрахиль (священническое облачение в виде ленты — символ овечки, спасённой от погибели добрым Пастырем Христом) и читает так называемую разрешительную молитву, в которой христианину свидетельствуется о примирении и воссоединении его с Церковью Божией силою Господа Иисуса Христа. В завершение священнодействия прихожанин с благоговением целует крест и Евангелие как знак искренней решимости с Божьей помощью хранить себя «от всякой скверны плоти и духа». Батюшка, ободряя христианина, преподаёт ему священническое благословение, крестовидно осеняя раба Божия во имя Отца и Сына и Святаго Духа. По обычаю мы целуем при этом благословляющую нас десницу (правую руку) пастыря, воздавая честь Самому Господу, Который так щедро излил на нас благодать прощения и милости. Исповедь совершена.
По материалам издания «Семь слов о святых Таинствах Матери Церкви» протоиерея Артемия Владимирова