Чем отличается человек крещёный от некрещёного? Крещёный вступил в союз веры и любви со Христом. Навеки сочетал себя с Богом обетами верности, отрекшись от служения злу. Посредством купели крещения получил искупление Кровью Христа, за нас вкусившего смерть на Кресте и победившего её воскресением из мёртвых. Обещал Богу чистую совесть и взамен обрёл прощение всех грехов. Вошёл в спасительное лоно Матери Церкви и вступил в Новый Завет с Богом. Нарёкся учеником Христовым и присоединился к сонму православных христиан. Нашёл во Христе доступ к Небесному Отцу. Наименовался согражданином святых, родным для ангельских сил, получил прописку в Горнем Иерусалиме, вступил в права наследия Небесным Отечеством! Одним словом, стал рабом, другом и сыном Живого Бога, членом Церкви, воинствующей за правду и любовь на земле, торжествующей о Христе воскресшем на небесах!
Некрещёный человек чужд обетований Спасителя, ибо ещё не разорвал связь с сатаной, падшим ангелом, который со времени грехопадения праотцев Адама и Евы утвердил господство над всеми их потомками. Некрещёный не имеет в себе жизни вечной, ибо не искуплен Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Над некрещёным тяготеют его личные согрешения, в добавление к общему отчуждению человеческого рода от Бога, отчуждению, именуемому «проклятием» (по-славянски «клятвою»), которое переходит на каждого нарождающегося потомка Адама и Евы. Снимается эта мрачная печать погибели светлой печатью Христовой – верой, покаянием и крещением в церковной купели во имя Отца и Сына и Святого Духа. Некрещёный человек, как бы ни старался, не может одними лишь своими силами изжить греховные страсти, очистить сердце от древнего зла, возродить себя к нравственной богоугодной жизни. Что может некрещёный человек, так это уверовать во Христа, познать собственное бессилие в борьбе с грехом, взыскать в молитве помощи у всемогущего Бога, исповедовать священнику свои прегрешения и принять святое Крещение с верой и любовью к Сыну Божию, Спасителю человечества! И у некрещёного остаётся свобода произволения, свобода желать лучшего, свобода выбора Христа как своего Царя и Бога. Некрещёный властен сделать вызов мировой тьме во главе с диаволом-душегубцем и освободиться от его тирании посредством Матери Церкви в купели крещения.
В Русской Церкви принято нарекать крещаемого именем святого угодника Божия. Отныне он становится небесным покровителем новопросвещённого христианина. Церковь верит, что существует незримая связь между ними, особенно, если ученик Христов ежедневно с усердием молится своему святому простыми словами: «Моли Бога о мне, угодниче Божий (имярек), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». Очень важны в последовании святого Крещения три «запрещения», или заклинания, читаемые священником над готовящимся принять святое Таинство. Церковь учит, что до крещения злой дух изнутри искушает человека, возбуждая в нём желание греха и соблазняя богопротивными помыслами. После крещения изнутри действует Божественная благодать, побуждающая христианина к совершению добра и содействующая человеку в трудах богоугождения. Лукавый дух, изгнанный из сердца, пытается со вне воздействовать на душу, стремясь завладеть вниманием через свои многоразличные козни и соблазны. Однако силою молитвы и крестного знамения мы призваны низлагать все его «немощные дерзости», как называет Церковь уловки диавола, попранного Крестом Христовым.
Приступая к крещению, мы должны быть готовы сознательно отречься от служения сатане и в знак господства над падшей силой дунуть и плюнуть себе под ноги, обратив лицо на запад. Сам Господь даёт нам силу копием презрения пригвоздить к земле «древнего змия», победу над которым одержать обязан каждый христианин, распяв на кресте самоотвержения свои собственные страсти, и прежде всего гордость, похоть и злобу. После этого, обернувшись к востоку, крещаемый произнесёт самые важные для себя слова в ответ на вопрос священника: «Сочетаешься ли со Христом?» – «Сочетаюсь! Верую Ему как Царю и Богу!». Так мы вступаем в Новый Завет, спасительный для нас союз со Христом в лоне Матери Церкви! По этим обетам (крещальным клятвам) нам будет преподана благодать самого Крещения. В свете этих обетов должна протекать вся наша христианская жизнь. Эти клятвы пред станут перед нами в день Страшного Суда, когда Господь, единый истинный Судия, будет определять вечную участь каждого из нас.
Очень важно заблаговременно познакомиться и изучить содержание так называемого «Символа веры», исповедания богооткровенных истин о Едином Боге, в трёх Лицах познаваемом, взятых из Священого Писания Нового Завета. Символ веры обыкновенно прочитывается взрослым крещаемым вслух — в знак сознательного усвоения христианского учения и готовности всей жизнью исповедовать спасительную веру:
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Само Таинство Крещения совершается, по апостольским правилам, через троекратное погружение в святой купели с призванием имени Отца и Сына и Святого Духа при каждом погружении крещаемого в воде. Слова произносит священник, а благодать Божия невидимо свершает великое и непостижимое дело возрождения человеческой личности.
При Крещении младенца церковные каноны предполагают, помимо родителей, участие крёстного, пол которого соответствует полу крестника. По русской традиции, восприемниками (крёстными) являются двое — «кум и кума». Само собой разумеется, что это должны быть истинные (по вере и жизни) христиане, причастные жизни Церкви не по наслышке. В обязанность священнику вменяется побеседовать с ними заблаговременно, принять исповедь и подготовить восприемников (вместе с родителями) к торжественному событию. Новое духовное родство накладывает на крёстных и немалую ответственность перед Богом — полнокровно участвовать в христианском воспитании младенца.
Если приступает ко святому Крещению взрослый, то он в восприемнике не нуждается. Зато ему необходимо, пройдя определённую подготовку под руководством священника, раскрыть свою со весть перед Богом в исповедальной беседе с пастырем. Покаяние во грехах — важнейшая часть предкрещальной подготовки! Крестящиеся без покаяния, без исповедания прежде содеянных грехов, без исправления порочных навыков и оставления вредных привычек дерзают принять Таинство не во спасение, а в осуждение себе! Вот почему не должно приступать к нему «заодно с другими» или принося дань традиции, С другой стороны, опасно, по слову Святых Отцов, отлагать Крещение с года на год, в лукавой надежде креститься на склоне лет.
По материалам издания «Семь слов о святых Таинствах Матери Церкви» протоиерея Артемия Владимирова