19 января – православные христиане отмечают великий двунадесятый праздник Крещения Господня.
18 января – Крещенский сочельник, в этот день установлен строгий пост. В нашем храме была отслужена одна божественная Литургия, по окончании которой состоялось великое освящение воды.
Вечером в 1700 ч. священнослужители и прихожане нашего храма молились на торжественном всенощном бдении.
В сам день праздника, 19 января, были совершены две божественные Литургии, позднюю Литургию возглавил настоятель – протоиерей Сергий Артамохин. По окончании каждой Литургии была освящена вода, которую в течение дня благоговейно и с верою могли брать все желающие.
Сегодня во всей вселенской Православной Церкви совершается торжественное воспоминание и прославление Крещения Господа Иисуса Христа от Иоанна Крестителя в реке Иордане. Святой Евангелист повествует, что когда Господь пришел на Иордан креститься, то Иоанн удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Не подобное же и мы сказали бы, зная, Кто этот приходящий: Господи, что знаменует сие крайнее смирение Твое, что Ты, Господь безгрешный приходишь креститься к человеку, хотя и праведному Твоею же благодатию и правдою? Что омывать Тебе, чистейшем солнца, или просвещать в Тебе, Солнце Правды? — Но нам ли грешным, близоруким и недальновидным во всем, что касается тайны нашего спасения — пререкать Самому Господу, Который все сотворил и творит премудро, многое — выше слова и разума? Все слова и действия Господа Иисуса Христа носят в себе печать высочайшей премудрости и правды Божией, недомыслимых гордыми учеными века сего, дерзавшими приравнивать Самого Господа славы к обыкновенным людям и толкующим слова Его по понятиям своего извращеннаго и заблудившагося ума (Лев Толстой); — и мы должны смиренно склоняться пред Ним с совершенным доверием и с углубленным размышлением, прося разумения от Бога. Так и означенные слова Господа Иоанну о том, чтоб он крестил Его молча и не противореча, — и самое действие крещения от руки Иоанна — носят на себе также отпечаток высочайшей премудрости, благости и правды Божией.
Оставь ныне, говорит Господь, ибо так нам надлежит исполнить всякую правду; т. е. Я для того пришел на землю и стал человеком, пребывая всегда Богом, — как-бы так говорит Господь, — чтобы исполнить всякую правду Божию, которая столь дерзновенно была попрана в раю первозданными человеками, и — потом чем дальше в глубину времен и родов человеческих, — тем дерзновеннее, лукавее, злее, поругательнее попиралась всем родом человеческим, исключая немногих избранных. Я пришел взять на Себя все неправды и нечистоты человеческие, не оскверняясь ими, чтобы заплатить, удовлетворить за них правосудию Отца Моего Небесного Моею правдою, и принести Себя Самого в жертву искупительную, чтобы погрузить их в водах Иордана; Я хочу в Себе Самом как Богочеловек безгрешный омыть все неправды человеческие и преподать Моей Церкви чистительную Баню пакибытия в крещении водою и Духом: хочу Сам, исполнив всякую правду, научить людей правде Божией и дать им силу и благодать к исполнению ее. Вот что значат слова Господа Иоанну: оставь теперь, ибо так нам должно исполнить всякую правду.
Вообще, при чтении или слушании речей Господа или благовестия о Его деяниях, не нужно выпускать из виду, что Он есть Агнец Божий, вземляй грехи всего мира (Иоан. 1, 29), и Искупитель рода человеческого; Первосвященник по чину Мелхиседекову, принесший Себя Самого в жертву примирения Отцу Небесному за нас грешных, — что Он праведный всех Судия, Врач всех недугующих грехами и Единоборец, вышедший на духовное единоборство с духовным Голиафом — диаволом, который с величайшим искусством, хитростью и постоянством борол и борет безчисленными страстями и всякими неправдами весь род человеческий и которого Господь богомудростным, праведным промышлением совершенно победил, и избавил от его власти и работы род человеческий.
Так — и в Иордане Господь крестился для того, чтобы победить нашего губителя диавола в водах, в коих он гнездился, и освятить воды, чтобы мы, в крещении при троекратном погружении во имя Святой Троицы, благодатно омывались от скверны прародительского греха, и возрождались в новую жизнь водою и Духом Святым, и усыновлялись Отцу Небесному святостию жития.
Обстоятельства самого рождения Богочеловека также запечатлены величайшею премудростию и правдою Божией. Он родился от бедной Пречистой Девы и положен был в яслях, спеленатый рубищем как младенец, чтобы смирением Своим искупить гордость Адама с Евою, возмечтавших быть богами, чтобы обличить и смирить гордость человеческую и научить людей смирению, которое есть основание всякой добродетели.
Все, что говорил и делал на земле Господь, Он делал это по предвечному, Премудрому и Всеблагому Тройческому Совету, бывшему прежде всех веков, и все это было необходимо для спасения, совершенства и блаженства человеческого; — и если кто отвергал и отвергает Его заповеди, советы, уставы созданную Им на земле Церковь, — тот был и есть враг Богу и самому себе, отвергая Совет Божий о себе.
Крещение установлено Богом в Церкви для спасения человеческого рода, — и оно необходимо для всякого верующего как дверь к Царствию Божию, — и кто отвергал или отвергает его, тот отметает свое спасение, свое собственное вечное благо. Так Господь говорил о противившихся Ему фарисеях и книжниках, не желавших креститься от Иоанна, что они отвергли Совет Божий о себе, не крестившись от него (Лук. 7, 30).
Возлюбленные братья и сестры! Мы все сподобились святого крещения в младенчестве по вере родителей и восприемников, очистились от прародительского греха и отродились водою и Духом Святым и — усыновлены Отцу Небесному. Нам отверсты двери Царствия Небесного. Будем же всем сердцем всегда ценить этот дар Божий и свое звание сынов и дщерей Божиих по благодати, — удаляться всякого греха, и стремиться мыслями, желаниями и делами к Царству Небесному, к наследию нетленному, неувядаемому, уготованному на небесах для нас (1 Петр. 1, 4). Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Слово на Крещение Господне