Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.
В воскресенье, 25 декабря, православная Церковь чтит память святителя Спиридона епископа Тримифунтского, чудотворца. Накануне, в нашем храме было совершенно Всенощное Бдение, в сам день праздника, было отслужено две Божественные литургии, ранняя и поздняя, панихида и молебен. Святитель Спиридон жил еще тогда, когда были гонения со стороны язычников в конце третьего столетия, когда были очень жестокие гонения, и в начале четвертого столетия, когда языческие императоры тоже преследовали христиан. И вот святителю Спиридону приходилось утешать тех людей, которые страдали от язычников и которые страдали от ариан, потому что он защищал истинную веру, проповедуя истинную веру в Господа и Спасителя нашего и, утверждая в этой вере своих пасомых, а также своей жизнью, как сказано, являл пример того, как нужно жить, чтобы не только словом , но и примером своей жизни проповедовать Христа Спасителя Бога нашего.
Сегодня, в воскресенье, в день памяти святителя Спиридона, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 14, 16–24). Господь пребывал на трапезе вместе с неким человеком, и этот человек сказал: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!». И тогда Господь стал рассказывать притчу о том, как некий господин тоже сделал прекрасный ужин и позвал своих знакомых, близких людей. Но вдруг все они стали отказываться, и никто не поспешил прийти и разделить радость с этим человеком. Все они стали отказываться, ссылаясь на другие дела. И тогда этот господин решает в любом случае наполнить свой дом гостями. Он призывает всех, кого только можно найти: нищих, убогих, калек. И вот дом наполняется. Завершается притча словами этого господина, что много званых, а избранных очень мало. Смысл же притчи таков: под видом большого ужина представлено Царство Божие. Устроитель этого ужина, Господь Бог, посредством закона и пророков, как через слуг Своих, приглашал весь иудейский народ вступить в это Царство, а когда это Царство приблизилось, послал повторить приглашение уже Своего Единородного Сына – Иисуса Христа. В притче, Иисус назван рабом потому, что в некоторых пророчествах Мессия именовался рабом Господа, и еще потому, что Он явился в образе человека, то есть раба Божия». Посланный Спаситель пришел прежде всего к званым, то есть к иудеям, с вестью о том, что приблизилось Царство Небесное. Но те из иудеев, к которым главным образом относился этот призыв, то есть книжники, фарисеи и прочие руководители народа, как бы сговорившись, стали отказываться от приглашения на званый ужин.Предлогами к отказу служили их земные побуждения, из-за которых они оказались глухи к Божественному призыву и отвергли пришедшего к ним Христа. Тогда Бог пригласил мытарей и грешников, а так как и после этого оставалось много свободных мест, то призвал затем и язычников в Свое Царство. Все отозвавшиеся на евангельскую проповедь вошли в него, а книжники и фарисеи, пренебрегшие зовом, оказались вне Царства Божия. В заключение притчи Господь сказал: много званых, но мало избранных (Лк. 14, 24). Хотя и все призываются к вечному блаженству в Царствии Небесном, избранными для этого блаженства оказываются лишь немногие. Нам же, необходимо всегда помнить о том, что Господь по великому и беспредельному милосердию Своему желает спасти каждого из нас. И здесь очень важно личное желание человека принять призыв Господа ко спасению и пойти путем жизни в соответствии с евангельскими заповедями, путем покаяния и молитвы к Богу, дабы Он сподобил нас стать наследниками Царствия Небесного. Святитель Феофан Затворник говорит нам, что званые – это все христиане. А кто же избранные, кто может войти в Царствие Божие и что нужно сделать для этого? Мы видим, что войти в Царство Божие не поможет ни положение в обществе, ни достаток, ни здоровье или его отсутствие. Господь зрит на сердце человека. Каково наше сердце? Это самое главное. Сердце может быть достойным Царствия Божия у любого человека. Неважно, как мы к нему относимся. Бог может видеть в нем того, кого Он избирает для Своего Царства.