Блаженные чистые серцем, ибо они Бога узрят
В неделю второю Великого Поста, 12 марта, православная церковь чествует память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Накануне, в нашем храме было совершено Всенощное Бдение, а в сам воскресный день, отслужено две Божественные Литургии, ранняя и поздняя. Позднюю литургию свят. Василия Великого возглавил настоятель храма протоиерей Сергий Артамохин.
В своей проповеди, отец Сергий, рассказал о продолжении праздника Торжества Православия, отмечаемого в предыдущее воскресение, а в сегодняшний день чествуется память святителя Григория Паламы, борца с ересью, поборника и защитника основ Православия. На святых Соборах, ведомые Божьим Духом, апостолы мужественно отстаивали чистоту православия, но вольнодумцы-еретики, во множестве порочили Истину. Арианство, иконоборчество и множество других ересей смущали народ, 8-ой Вселенский Собор утвердил истинную Православную Веру, но еретики никуда не делись, смуты рождаются в головах и нечистых душах, они всегда есть и будут. С 14 века на Афоне зародилось течение исихастов, делателей умной Иисусовой молитвы, творить которую могут только великие подвижники, чистые сердцем и ведомые духовными учителями. Таковым был и Григорий Палама, делатель Иисусовой молитвы, вступивший в защиту подвижников Веры, с монахом Варлаамом. Григорий Палама, сам прошёл путь от отказа от земных богатств и почестей, в своей жизни он — в тюрьме сидел, его гнали, били и продавали на рынках, но обладая ясным умом и полагаясь на помощь Божию, он сумел доказать в спорах с Варлаамом, правоту Православия. Господь сам избирает себе людей с чистым сердцем, как в недавно читаемом Евангелие, когда Иисус Христос, отметил Нафанаила, сказав: « Вот, подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Прямое общение с Богом-вот смысл православия, но надо иметь не лукавое, чистое сердце, как у Нафанаила. Евреи считали, что они от Авраама, а Господь сказал, что –те, у кого чистое сердце, есть Израилитянины. Хитрое, лукавое, обманчивое сердце не может воспринимать Слово Божие, оно всегда ищет обход, как обойти Закон Божий. За Христом идти тяжело, надо отвергаться себя, угождать и служить ближнему, а это труд. Множество людей принимают обличия христианина, внешне облекаясь в благопристойный вид, а что внутри-ведает только Господь, и зачастую-там нет Бога. Необходимо наше внутреннее содержимое сделать достойным внешнего вида христианина, надо хотеть Богу угодить, а сделать это можно, только служа ближнему, непрестанно взывая: «Сердце чисто, созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей».