15 февраля, спустя сорок дней после великого праздника Рождества Господа Иисуса Христа, отмечается Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви. Накануне праздника, в нашем храме было отслужено Торжественное Всенощное Бдение, а в сам день праздника две Литургии, ранняя и позняя, после каждой служился особый молебен на освящение свечей.
В переводе с древнего языка Сретение- значит встреча или знакомство. Первое свидание человека с Господом. Именно этому событию посвящен великий праздник. День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем. Сретение — это встреча с Господом.
В древние времена, когда история Ветхого завета встречается с историей Нового завета, было принято посвящать первого сына Богу после его рождения, на сороковой день. За первого сына люди приносили определенную жертву. После рождения Божьего сына, на сороковой день, Иосиф со своей женой Марией отправились в Иерусалим для того, чтобы выполнить заповедь – посвятить сына Богу. А для жертвы или подарка Господу поднесли двух птенцов голубя.
В городе Иерусалиме, в храме ожидал этой встречи долгие годы старец Симеон. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет.
И вот, день пришел. Исполнилось то, что старец ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть, он убелённый сединами, радостно воспел «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…».
Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.
Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34-35).
Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец».
Святое семейство, слыша всё сказанное Симеоном о Младенце, удивлялись что старец, молясь, обращается к Младенцу, не как к дитю, а как к Богу, имеющему власть жизни и смерти и могущему тотчас отпустить старца к иной жизни, или удержать в настоящей. Здесь же в храме была и вдова, старица Анна, жившая в храме и служившая Богу . Видя Младенца, она пророчествовала о нём, указуя, на пришествие в мир Обетованного Мессии, свидетельствуя о явлении Спасителя на землю. Наконец, спустя долгие годы
наступила эта встреча человечества в лице ветхого старца с Богом, которого олицетворял маленький младенец, сын плотника и девы Марии.
В церковной практике существует обычай в этот день, особым чином, освящать свечи для домашней молитвы. К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному — не магически, а благоговейно. Их хранят весь год и зажигают во время домашней молитвы. Свеча-это наша маленькая жертва Богу, огонь свечи, это огонь нашей веры. Церковная практика показывает, что любая молитва к Господу Иисусу, Божией Матери, или к святым, при возжжении и горении Сретенских свечей, имеет особую благодатную силу, если сопровождается искренней верой молящихся.