Во вторник,22 марта, 3-й Седмицы Великого поста, в день памяти сорока Севастийских мучеников, в нашем храме была отслужена Божественная Литургия Преждеосвященных Даров, а накануне вечером служба с полиелеем.
Высшее проявление любви к Богу, это подвиг мученичества. Так в дни поста мы воодушевляемся страданиями Сорока Севастийских мучеников, первых веков христианства. Святые были римскими легионерами, храбрыми воинами, исповедовавшие Господа Иисуса Христа. За отказ поклониться языческим богам подверглись жестоким мучениям, в темнице, во время усердной молитвы, услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». В радости приняли они муку стояния в ледяной воде. Боль от холода ощущается, как боль от ожога, простояв всю ночь, укрепляемые силой Божией, остались живы, лишь один воин не вынес мук. Побежал на берег, в жарко натопленную баню, но пал замертво у порога, растаяв словно воск от тепла печи. Стражник, видя небесный свет, осиявающих мучеников и 39 венцов, сходящих на них, сбросил одежду, разбудил стражу и присоединился к страдальцам с молитвой: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». Так восполнилось число 40, знаменательное в православии: 40 дней шёл дождь при Ное,40 лет странствовали евреи по пустыне,40 дней провёл Моисей на горе Синай и получил Скрижали Завета, 40 дней и ночей постился Сам Иисус Христос в пустыне, 40 дней пребывал Он на земле после Своего Воскресения, являясь ученикам Своим и говоря о Царствии Божием. Яростью распалились сердца мучителей, судьи приговорили подвергнуть святых мучеников новому испытанию-перебить им голени молотом. Святые мученики, претерпевая страшные муки от сокрушения голеней, в предсмертные минуты, воспевали псалмы, и славя Господа, предавали свои души Богу. Самый молодой из них, Мелитон, остался чуть жив. Когда все тела мучеников возложили на колесницу и повезли на сожжение, то матерь его, взяла на свои плечи умирающего сына, и безбоязненно последовала за колесницей, моля Бога: «Успокойся, сын мой, ненадолго на колеснице; смешай кровь свою с досточестными кровьми; возляг на мгновение с ними, чтобы вмести с ними достигнуть небесной обители…». Когда же мученик, несомый матерью, испустил дух свой, то её же руками возложила она тело сына на колесницу к мученикам. Тела сорока мучеников были сожжены, и брошены в реку. Но и тут Господь хранил все кости их. По прошествии трёх дней, явившись блаженному епископу Петру, сказали: «Приди ночью и изнеси нас из реки». Придя с клиром на берег реки, их взорам представилось дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звёзды, где лежали мельчайшие частицы, светлы были те места в реке. Имена Сорока Севастийских мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.
В этот день существует благочестивый обычай печь из постного теста птичек-жаворонков. Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.