21 сентября — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Именно этот великий двунадесятый праздник открывает церковный год в богослужебном круге. И это не случайно, ибо рождение Божией Матери было первым предвестием грядущего спасения людей.
Накануне вечером, 20 сентября, в нашем храме было совершено торжественное всенощное бдение. В сам день праздника состоялись две божественные Литургии: ранняя — в 6:30 ч, поздняя — в 9:00 ч. После каждой Литургии священнослужителями храма были отслужены праздничные молебны.
Нынешний праздник есть для нас начало праздников. Да ликует ныне всякая благодарная душа и воззовет всю тварь на свое обновление и воссоздание. Ныне Адам приносит от нас и за нас начатки Богу – Марию, в которой новый Адам делается хлебом для восстановления человеческого рода. Ныне неплодная, сверх ожидания, становиться матерью и родив Родившую без мужа, освящает естественное рождение. Ныне начинается восстановление природы нашей, и обветшавший мир, принимая Богоприличное образование, получает начало второго божественного творения.
Человек первоначально создан быть совершенным: но природа его утратила прирожденное ей достоинство, лишившись благодати чрез грех непослушания. За это мы и были изгнаны из страны жизни и вместо райских наслаждений получили жизнь временную, как родовое наследие, а с нею смерть и растление рода нашего. Все возлюбили землю и стали предпочитать ее небу, так что не оставалось никакой надежды на спасение, кроме высшей помощи. Ни естественный, ни писаный закон, ни пламенные вещания пророков не сильны были уврачевать болезнь. Никто не знал, как исправить природу человеческую, и посредством чего удобнее было бы возвести ее к первому совершенству, доколе Творец не благоволил как бы снова создать стройный и прекрасный мир, уничтожить издревле вторгшуюся силу греха, породившего смерть, и даровать нам дивную, свободную жизнь, чрез воссоздание наше в крещении божественного рождения. Но как сообщилось бы нам это великое и преславное благо, столь сообразное с законами Божественными, если бы Бог не явился нам во плоти, не подвергся законам природы и не благоволил вселиться и пожить с нами ведомым Ему образом? И могла ли послужить для сего таинства какая – либо другая дева, кроме той единой, которая прежде всех родов была избрана Творцом природы? Эта Дева есть Богородица Мария, Богопрославленная, из утробы коей изшел с плотию Пребожественный, и которую Сам Он устроил чудным для себя храмом. Она зачала бессеменно и родила неистленно, потому что Сын ее был Бог, хотя и родился плотски, без смешения и болезней.
Мария, слава всех, родилась от племени Давидова, а от семени Иоакима: Она происходила от Евы, а была чадом Анны. Иоаким был муж благочестивый, воспитанный в законе Божием; живя целомудренно, и ходя пред Богом, он, впрочем, состарился бездетным. Иоаким и Анна сетовали, что не имели преемника рода своего, но искра надежды еще не погасала в них совершенно: оба они молились Богу о даровании им чада. Податель даров не презрел дара упования. Таким образом, от неплодных и иссохших родителей, как бы от орошенных дерев, произрос для нас преславный плод – пренепорочная Дева. Родители в первом цвете Ее возраста привели Ее во храм и посвятили Богу.
Родившееся от Девы научило нас веровать во Святую Троицу: безначальное Слово – Сын устроил в Деве Свое воплощение, родивший Отец благоволил сие воплощение от Отроковицы, Дух Святый осенил и освятил утробу непостижимо заченшей.
Люди Божии, собрание священное! Почтим память богоотцев, возвеличим силу таинства. Каждый из нас, по данной ему благодати, да принесет достойный дар настоящему торжеству. Родители – благочадие, неплодные – неплодство греха. Если кто из вас отец, пусть подражает отцу Пресвятой Богородицы. Мать, питающая чад своих, пусть радуется вместе с Анной, воспитавшею чадо, дарованное ей по молитве. Лишенная благословенного плода, пусть приходит с верою к отрасли, прозябшей от Анны, и ветвь неплодия оплодотворится. Дева, непорочно живущая, пусть будет матерью слова, украшая словом благолепие души.
Св. Андрей, архиепископ Критский.