Во вторник, 7 января, (25 декабря по ст. ст.) – великий праздник Рождества Христова.
В понедельник, 6 января, – Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). В этот день служба в нашем храме началась в 7:00 ч. утра. По обыкновению, были прочитаны «царские часы» — такое название они получили потому, что в Греции при их совершении присутствовали императоры. В Рождественский сочельник установлен строгий пост, пищу принимают не раньше, чем появится на востоке первая звезда, названная рождественской в честь появления на свет Иисуса Христа.
Вечером, в 17:00 ч., состоялось торжественное всенощное бдение.
По традиции, общая исповедь в нашем храме прошла в 22:00 ч.
7 января в 23:30 ч. праздничное рождественское богослужение возглавил настоятель нашего храма – протоиерей Сергий Артамохин. По окончании ночной Литургии диакон Роман Жудин прочел Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
7 января в 8:00 ч. была совершена поздняя божественная Литургия и зачитано Рождественское послание Митрополита Орловского и Болховского Тихона.
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю всех вас со светлым праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Дивное чудо боговоплощения, совершившееся более двух тысяч лет назад, и сегодня наполняет наши души несказанной радостью. Днесь Бог на землю прииде — и человек на небеса взыде (стихира на вечерне праздника). Творец и Промыслитель всяческих явился в мире, ибо по милости Своей не мог видеть от дьявола мучимых людей (последование святого Крещения); будучи любовию побежден, Безначальный и Невыразимый пришел взыскать заблудшее Свое создание (кондак на притчу о потерянной драхме прп. Романа Сладкопевца).
Сбылись удивительные пророчества великих провозвестников Слова Божия, и пред человечеством, тысячелетиями ожидавшим спасения и избавления, изнемогавшим под бременем греха, страдавшим от проклятия не только в земной жизни, но и по кончине, отверзлась дверь небесная. От присноцветущей Девы приял плоть Господь наш Иисус Христос (канон Рождества Пресвятой Богородицы) — и херувим, огненным мечом ограждающий вход в рай, отступает от древа жизни (стихира на вечерне праздника). Родился Божественный Младенец на спасение мира, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4:4-5).
Непостижимо смирение Господне: будучи Всемогущим Владыкой, Он является людям беспомощным младенцем, будучи Богом, приемлет бренную плоть и терпит тяготы земной жизни, будучи Бессмертным, вольно идет на смерть, мучительную и позорную. И делает это не ради избранных — пророков, праведников и Своих верных служителей. Христос приходит ради каждого из нас, Он желает спасения всех без исключения — грешников и преступников, равнодушных и нерадивых, трусливых и гневливых, даже Своих убийц!
Никого не отвергает Господь, никем не гнушается, но напротив — приемлет нашу человеческую плоть, обновляет ее боговоплощением, крестными страданиями и живоносным Воскресением, возносит ее в недра Святой Троицы, освящает пребыванием одесную престола Бога. И этого Животворящего Тела Христова, Его Пречистой Крови, излиянной за каждого из нас, причащаемся мы в Таинстве Евхаристии — и становимся единотелесными и единокровными не только Спасителю, но и друг другу.
Однако, к сожалению, сегодня мы видим, как волны нестроений раскачивают корабль Церкви, как шторм раздоров и противоречий колеблет единство православных верующих, как омраченные врагом и искусителем люди предпочитают Источнику воды живой мутный и не пригодный для питья источник злочестивых ересей (канон святым отцам I Вселенского Собора). В такое сложное время мы все должны помнить, что для каждого из нас родился, распялся и воскрес Господь, что Он основал на земле Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Принадлежа Церкви, мы призваны к преодолению нестроений, противостояний и конфликтов, к уврачеванию расколов, к помощи тем, кто переживает ужасы войны, страдает от притеснений и несправедливости.
Господь рождается не в царских чертогах, а в убогой пещере, в последней нищете. Казалось бы, что может быть хуже вертепа и беднее яслей для скота? Но есть такое место — это выжженная грехом пустыня сердца человека, удалившегося от Бога, теплохладного, опустошенного, порабощенного страстями. Однако в наших силах соделать свою душу вместилищем Божиим, вспомнить, что Господь близ, при дверех, и Он смиренно ждет, когда мы наконец узрим Его очами веры, впустим Его в свою жизнь, услышим Его слова, ответим на Его любовь — и дадим Ему Самому действовать в нас.
Весь мир ликует о преславном рождестве Спасителя: ангелы воспевают хвалебные гимны, пастухи торжествуют, волхвы поклоняются Ему и приносят дары, и лишь озлобленное и исполненное зависти сердце Ирода не хочет принять божественной правды, не радуется — но трепещет, не от страха Божия — но от трусости. Вдумаемся, не уподобляемся ли ему мы своими делами, не ставим ли на первое место собственное благополучие и комфорт, не боимся ли мы, что кто-то будет лучше нас, талантливее и добрее, не творим ли мы зло такому человеку, стараясь уязвить его или опорочить перед другими, свергнуть с пьедестала, дабы возвести на высшую ступень себя? Не получается ли так, что источником истины становится для нас не Господь и Его святые заповеди, а мы сами? Не соблазняем ли мы других, выдавая за правду свои собственные выгодные нам измышления, не раздираем ли мы хитон Христов своими амбициозными действиями, не сеем ли семена раздора и ропота среди братьев по вере?
Взирая ныне на Богомладенца Христа, поставляя себя лицом к лицу с божественной истиной, отринем бремя страстей и запинающий нас грех (Евр. 12:1), вознесем теплые молитвы о укреплении единства Православия и умножении любви, памятуя о том, что любовь милосердствует, не завидует, не превозносится, не ищет своего, не мыслит зла, не радуется неправде; все покрывает и всему верит (1 Кор. 13:4-7).
В богослужебных праздничных текстах прославляется не только родившийся ради нашего Спасения Господь, но и те, благодаря которым стало возможным Его воплощение — Пречистая Дева Мария, праведный Иосиф Обручник, святые праотцы. Вспомним и мы в этот торжественный день своих близких: навестим родителей и друзей, уделим им внимание, найдем добрые слова, поблагодарим за все, что они для нас делают. Пусть в нашем сердце, исполненном любви к Богу и ближним, будет обитать Всемилостивый Христос, Превечный и Непостижимый, Соприсносущный невидимому Отцу (седален на вечерне праздника). Аминь.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Рождество Христово
2019/2020 гг.
Москва.
Рождественское послание митрополита Орловского и Болховского Тихона
«Бог сый мира, Отец щедрот,
великого совета Твоего Ангела,
мир подавающа послал еси нам… »
(ирмос 5-й песни Рождественского канона)
Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, честные иноки и инокини, боголюбивые миряне — дорогие мои братья и сестры! Ныне разделяя с каждым из вас радость этого великого праздника, от всей души и от всего сердца поздравляю вас с этим дивным торжеством Неба и земли — с Рождеством во плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
В эти святые рождественские дни мы вспоминаем величайшее событие в истории человечества — пришествие в мир Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Бог Отец послал Единородного Сына Своего, «мир подавающа нам», на землю, дабы примирить людей с Собою, соединить разъединенные силы человеческой души, дать мир и согласие людям. Созерцая великую тайну Боговоплощения и ликуя о избавлении человеческого рода, Ангельские силы радостно воспели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14).
Предвечный Бог Слово становится человеком и приходит в наш мир, чтобы открыть для всего человечества качественно новую перспективу жизни, чтобы избавить нас от проклятия и смерти, избавить от рабства греха, отворить врата благодати, врата Царствия Небесного!
Итак, жизнь во Христе мы понимаем как единение верующего со Христом, дабы в итоге со Христом воскреснуть и вознестись. Целью вочеловечения Второго Лица Пресвятой Троицы было обожение человеческой природы, но для нашего личного спасения этого мало. Необходимо теперь обожиться лично каждому из нас. А если же мы не пребываем в перспективе обожения, то Христос для нас как бы и вовсе не воплощался. Для достижения этой цели нам требуется личная аскеза, христианская любовь и участие в церковных Таинствах, прежде всего, конечно, в главном Таинстве нашей Церкви — Таинстве Причащения.
Прибегая к этому Таинству и вкушая Тела и Крови Христовых, мы, по слову святителя Кирилла Иерусалимского, становимся единоплотными и единокровными Господу нашему Иисусу Христу.
В дни рождественских торжеств также мы провожаем в вечность 2019 год, который останется в нашей памяти благодаря многим добрым памятным датам. С духовной радостью мы отметили юбилеи 5-летия основания Орловской митрополии и создания Ливенской епархии.
Из особо значимых событий уходящего года хочется отметить юбилей многоуважаемого Высокопреосвященнейшего митрополита Антония, который мы торжественно праздновали всей нашей областью.
В апреле 2019 года мне была оказана великая честь возглавить богоспасаемую Орловскую митрополию. За небольшой период пребывания на Орловской земле, я полюбил этот край, так же как люблю дорогие моему сердцу Сахалин и Курильские острова. Будем же молиться Богомладенцу Иисусу, чтобы дух Его святой любви поселился в наших сердцах.
Паки и паки сердечно поздравляя всех вас с благословенным праздником Рождества Христова, призываю на вас благословение и щедрые милости Родившегося Христа Спасителя!
+ ТИХОН
МИТРОПОЛИТ ОРЛОВСКИЙ И БОЛХОВСКИЙ
Рождество Христово 2019/2020 г.г.
Город Орёл.