Поминовение усопших
В субботу, 19 марта, в нашем храме была отслужена одна Божественная литургия, по окончании которой, отслужена панихида. Накануне вечером совершенно вечернее Богослужение с чтением Парастаса ( или Великой панихиды). Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход из одной формы бытия в другую. По исходе своем из тела душа попадает в новые условия жизни. Она по своей воле не может уже изменить своего состояния, как это было при жизни на земле. И здесь важнейшее значение приобретает духовная связь умершего человека с Церковью и потому со стороны живых ее членов необходима молитва об усопших. Чем мы можем помочь своим усопшим сродникам? Уж конечно не покупкой пластмассовых цветов и стопкой водки на кладбище, что есть язычество. Душа усопшего просит святых молитв от живых, для этого установлены особые дни поминовения усопших в церкви. Великим постом, это 19 и 26 марта, 2 апреля. В эти дни надобно быть в церкви, заказать обедню, панихиду, принести поминовение на канон за усопшего, хорошо бы и исповедоваться, и причаститься в этот день, показывая этим свою любовь и духовное единение с усопшим. Как к болящим, находящимся в больнице, мы ходим их проведывать, принося им слова утешение и гостинцы, так и в эти поминальные дни, мы приходим проведывать своих близких, отошедших в мир иной. Надо быть на Божественной литургии, молиться, стараясь вникнуть в произносимые молитвы. Митрополит Лимасольский Афанасий так пишет об этом: «Надо ходить на Литургию, даже если мы стоим так, как пни. Кто-нибудь скажет: «Я не такой, как надо, ничего в этом не понимаю, у меня там ум не сосредотачивается». А ты иди, какой бы ни был. Один старец говорит: «Когда заходишь в магазин благовоний, то, сам того не желая, выходишь, и одежда твоя благоухает, даже если не купишь ничего». Так происходит, говорит, и когда ходишь на Литургию. Может, ты и не смог совершить ничего духовного, но даже одно то, что ты пошел, что постоял там как пень, – это уже что-то. Так что скажи себе: «Пойду такой, какой есть, – бревно необтесанное. Ведь Бог и необтесанное бревно умеет отполировать». А если не пойдешь потому, мол, что «я не могу, не сосредотачиваюсь», тогда всё пойдет хуже и хуже, и ты уже никогда не исправишься.
Смерть — это предел земной жизни, в течение которой человек может еще исправиться. Священное Писание говорит: «Всяк человек ложь» «Нет человека, который бы жил и не согрешил». Все мы постоянно согрешаем. И за все это придется нам в свое время дать ответ. Поэтому сегодня поминая наших ближних, вспомним и о своей душе, чтобы достойно проводить время земного странствования и дорожить временем, которое Господь отпустил нам.