В престольный праздник нашего храма-чествования пророка Божия Илия, 2 августа, в нашем храме было отслужено две Божественные литургии, после поздней службы состоялся Крестный Ход и праздничный молебен пророку Божию Илии.
Основная деятельность пророка Илия, была в Израильском Царстве. Тогда правил израильтянами царь Ахав, который был нечестив, потому что поклонялся идолам и божествам языческим Ваалу и Астарте, и поэтому пророк Илия обличал Ахава и его жену, которая жила нечестиво и содержала языческих жрецов, которые приносили жертвы. А пророк Илия по велению Божию поразил этих жрецов и многих лжепророков, которые были в услужении царицы и царя Ахава. За свое обличение, за свои деяния, за то, что он твердо стоял на исповедании истинной веры, веры в истинного Бога и всячески противодействовал идолопоклонству, его преследовали. Он должен был убегать из земли Израильской в землю Иудейскую — там находил себе пристанище, но Господь никогда не оставлял своего верного служителя. В горе Хорив, где укрывался пророк Илия, Господь являлся ему и, являя ему любовь, снова и снова направлял его на то служение, на которое он был изначально поставлен. Святая Церковь также именует пророка Илию «земным Ангелом», потому что он вел жизнь, действительно, равно ангельскую: питался он скудно, но творил великие дела Божии, будучи вестником (Ангел — само слово означает — вестник). Пророк Илия тоже был вестником воли Божией, глашатаем того, что повелевал ему Господь во обличение в нечестии нечестивых. И далее, как уже отмечено, пророк Илия именуется «вторым Предтечей» пришествия Христова.
Евангелие, которое мы слышали сегодня — это повествование евангелиста Луки, в котором по словам Господа, вспоминается два чуда, которые совершил Господь через Своего пророка Илию. Господь ныне в Евангелии от Луки говорит нам о том, что много вдовиц было и в Израиле в дни Илии, но только вдове в Сарепте Сидонской пришел пророк Илия, когда было тяжкое время испытаний, потому что по попущению Божию было заключено небо: не было дождя в течение трех с половиной лет, и была старшная засуха — все страдали от голода и жажды. И, когда пророк Илия явился в Сарепту Сидонскую к вдовице, там прося приюта. Никто не дал такого приюта пророку Илие, а только вдова, которая жила в одиночестве и пророк Илия, несмотря на то, что у нее была только горсть муки и немного елея, просил, чтобы она испекла лепешку для него. Она не пожалела последнее, что имела отдала, пророку. За это она удостоилась того, что мука никогда не оскудевала у нее и елей не истощался. Далее, как вы слышали, Сам Господь вспоминает в Евангелии от Луки относительно того, что в дни пророка Илии много было прокаженных в Израиле, но никто из соочественников не очистился от этой страшной болезни, а только удостоился этого Нееман Сириянин, т.е. человек, который был иноплеменником, который не заслуживал никакого внимания, снисхождения и сострадания. Тем не менее именно за те добрые дела, которые совершал этот человек, Господь удостоил его того, что он очистился от этой болезни. Мы знаем, что проказа — это очень тяжкая болезнь, и в Евангелии слышим также, повествования о том, что Господь исцелил десять прокаженных, которые чудесным образом освободились, очистились от проказы. Проказа страшна по себе как болезнь, но еще и из-за того, что люди, которые поражены этим недугом, являются изгоями, потому что живущие в городах и селениях не хотят видеть рядом с собой прокаженных, они изгоняют таковых за пределы города и селения, чтобы не видеть страшные струпы и страдания этих людей и, конечно, из-за боязни заразиться этим тяжким недугом. Пророк Илия совершал и многие другие чудеса, о которых нам повествуют исторические книги Священного Писания Ветхого Завета — Царств и Паралипоменон. В них говорится о той деятельности, которую осуществлял пророк Илия по отношению к тем людям, которых он обличал, которых наставлял, которых вразумлял, которых направлял на путь истинный. Таким образом, пророк Илия являет для нас образ верности, ревности, мужества в исповедании истинной веры. Поэтому, прославляя этого пророка, будем и мы тоже вдохновляться его примером и стремиться к тому, чтобы с ревностью, исполнять свой христианский долг и мужественно исповедовать нашу веру в истинного Бога.
Из проповеди протоиерея Василия Стойкова