Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, отмечает Православная Церковь 14 августа. Накануне вечером, в нашем храме было совершено вечернее богослужение, на утрени, после великого славословия, из алтаря был изнесён Крест Господень, для всеобщего поклонения Ему. Утром, 14 августа, была отслужена одна Божественная литургия, по окончании, отслужен молебен с малым чином освящения воды, и по традиции — освящение мёда нового урожая.
Для чего же нам, летом, святая Православная Церковь износит для поклонения и почтения Честной и Животворящий Крест. Для чего в православной традиции утвердилось такое правило? Для того чтобы нам лишний раз воочию видеть пример безграничной и совершенной божественной любви, обращенной к роду человеческому. Потому что ради нашего спасения и ради нашей вечной жизни и славы Господь отдал Свою пречистую жизнь на Кресте, чтобы нам на все времена, на всю оставшуюся вечность видеть Его безграничную любовь, обращенную к нам. Мы крестимся и крестное знамение дается для напоминания, что христианская жизнь, это не только лишь вера, даже православная- правильная –единственная- истинная. Настоящая жизнь во Христе – это крестоношение. Господь говорит, кто хочет по Мне идти, да возьмет крест свой и во след грядет, отвергнув себя, свои похоти, свои гордыни, свое тщеславие, свое самомнение. И апостол Павел говорит: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» . Только те называются христианами, кто распял плоть свою со страстьми и похотьми. Почему так важно слово «крестный»? Святой апостол Павел говорит, что для внешних слово «крестный» безумие, а для нас, верующих во Христа, сила Божия. Почему так важно сораспятие со Христом? Потому что вне подвига над собой невозможно усвоить божественную благодать. подобно как Великим постом, износится и ныне, вынесен для поклонения Честное Древо Креста для того, чтобы мы по слову святителя Феофана Затворника победили себя. Что является гвоздями для распятия наших страстей? Победой над страстями и является сораспятие со Христом. Крест как величайшее благо, которое дано, это жертвенный престол для того, чтобы мы, подобно как лествица святого Иакова, постепенно восходили от силы в силу в Небесный мир, неся каждый свой крест.
Из проповеди Архимандрита Владимира (Милованова)