«Яко к целебному источнику притекаем к тебе, Амвросие, отче наш!»
В воскресение, 10 июля, Православная церковь чтит память преподобного Амвросия Оптинского. В этот день, в нашем храме было отслужено две Божественные Литургии, ранняя и поздняя, накануне вечером-Всенощное Бдение.
Преподобный Амвросий – это целая эпоха. Выросло несколько поколений христиан, воспитанных на его письмах, его поучениях, а главное, на его молитвах! Как будто из Вечности, из светозарных райских обителей мы слышим его уже ставшие символическими и знаковыми замечательные слова: «Жить – не тужить! Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение!» Тысячи и тысячи людей много лет приезжают в Оптину, чтобы духовно погреться у мощей преподобного. Он учит нас жить Христом! Дышать молитвой! Стремиться к Вечности! Безропотно нести свой земной жизненный крест. Учит видеть небо в душе нашего ближнего. Преподобный Амвросий помогает нам глубоко и свободно, радостно и вдохновенно жить нашу многотрудную, неприукрашенную, многоскорбную жизнь с ее неизлечимыми болезнями, с ее «оборванными телеграммами», с болью потерь, с непониманием близких, со злобой окружающего мира… И туда, в эту ежедневную рутину, в звенящую пустоту будней, вносить свет, мир, смирение, смысл и любовь!
Собранные изречения – это «звуки его речи», дошедшие до нас. Каждый из нас, вслушиваясь в них, непременно найдет что-то важное для себя, полезное на пути спасения. Вот некоторые из них:• Три степени для спасения. Сказано у св. Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.
- Спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно
- Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают.
- Это три исполина – уныние или леность, забвение и неведение – от которых связан весь род человеческий нерушимыми узами. А за тем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей.
- Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно.
Страх Божий есть начало очищения совести.
- Креста для человека (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца.
- Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но, когда отступит от него, и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны.
- Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.
- Кто уступает, тот больше приобретает.
- Где просто, там ангелов со сто; а где мудрено, там ни одного.
Будем верить, что духовное наследие великого старца будет постоянно изучаться, и новые драгоценные жемчужины его мудрости будут помогать нам, как и его современникам, жить и спасаться, надеясь на милость Божию и помня слова старца Амвросия: «Смотрите, крепко беритесь и держитесь за мою мантию…».