8 апреля – Светлое Христово Воскресение – это событие празднуется Православной Церковью как самый величайший из всех праздников. Праздник этот называется еще Пасхой.
В 23:50 ч. в нашем храме под торжественный благовест начался Крестный ход. В 00:00 ч. состоялось ночное праздничное пасхальное богослужение, которое возглавил настоятель нашего храма – протоиерей Сергий Артамохин.
8 апреля поздняя Литургия была отслужена в 8:00 ч. утра.
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
От сердца, исполненного светлой радости о Восставшем от Гроба Спасителе, всех вас приветствую этими жизнеутверждающими словами и поздравляю с праздником праздников — Пасхой Господней.
Ныне мы призываемся на великий пир веры, на великое торжество духа. Единородный Сын Божий, пришедший в мир, претерпевший страдания и смерть на кресте, велением Небесного Отца победоносно восстал от гроба! Иисус воскрес — и «поглощена смерть победою» (1 Кор. 15:54)! Он воскрес — и радуется вся Вселенная! Господь упразднил ад и сокрушил власть диавола. И все это совершил Человеколюбивый Бог, дабы усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов (Еф. 1:4-5; 7).
Победа Христа над смертью — это не только духовная, но и физическая реальность. Господь Иисус действительно воскрес телом ради спасения всех людей. С Его воскресением смерть потеряла свой необратимый характер, и для уверовавших во Христа стала рождением в вечную жизнь, дверью, открывающей путь к небу, к Царству Божию.
Неслучайно и мученики за Христа мужественно встречали любые страдания. И если раньше даже великие праведники скорбели по умершим, как о погибших, то по воскресении Господа Иисуса смерть более не пугала их. Как замечательно пишет святитель Афанасий Великий, отныне все верующие во Христа попирают ее как ничто, зная вполне хорошо, что, когда они умирают, они не погибают, но живут и становятся нетленными через воскресение (Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти). Яркий пример явили нам и новомученики Церкви Русской, бесстрашно принявшие исповеднические венцы в годы гонений на веру в XX веке.
Сегодня, когда мир все больше уподобляется неразумному богачу из евангельской притчи (см. Лк. 12:16-21), когда комфорт, успешность и долгая жизнь объявляются чуть ли не главными ценностями человеческого бытия, мы, ученики и последователи Спасителя, вслед за апостолом Павлом дерзновенно свидетельствуем: для нас жизнь — Христос (Флп. 1:21), а смерть — не конец бытия. Говорим и верим так, ибо знаем: Бог создал душу человека для вечности.
Как часто нам, погруженным в суету и тревоги повседневности, недостает духовной зоркости, чтобы распознать преображающую силу Божественного присутствия в нашей жизни! Но пасхальный период — совершенно особая пора. В эти дни даже сам воздух как бы пропитан ни с чем не сравнимой пасхальной радостью, а любовь и милосердие Божии обильно изливаются на каждого человека.
Входя в торжество сего дивного и светозарного праздника, мы призваны не только словом, но и делом убедительно свидетельствовать о том великом даре, который получили люди через Воскресшего Господа Иисуса. Поделимся же с окружающими радостной Евангельской вестью, подарим нашу любовь, заботу и внимание близким, сотворим добро тем, кто нуждается в нашей помощи и утешении. Только так, благодарными устами и благодарным сердцем прославляя восставшего от гроба Спасителя, мы становимся наследниками свершившегося пасхального чуда и с дерзновением именуемся сынами и дочерями Бога Всевышнего, явившего безмерную любовь ко всем нам.
Сердечно поздравляя вас со светлым праздником Святой Пасхи, вновь и вновь обращаю к вам радостное приветствие:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Москва, Пасха Христова, 2018 год
Пасхальное послание митрополита Орловского и Болховского Антония
Возлюбленные о Господе Всечестные отцы Благочинные, пастыри и диаконы, Боголюбивые иноки и инокини наших храмов и обителей, доблестные казаки и воины, учащиеся наших гимназий и воскресных школ, студенты учебных заведений, дорогие мои братья и сестры, и все верные чада Святой Матери Церкви земли Орловской!
Приветствуя каждого из вас пасхальным целованием, обращаю к вам полные неизреченной радости слова:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Сколько бы человек ни задавал себе вопрос о смысле жизни, сколько бы ни испытывал он свой разум в попытках разгадать эту тайну нашего бытия, — ни один ответ не превзойдет неземной мудрости главного догмата христианской веры о Воскресении Спасителя и совоскресения с Ним всех уверовавших в Него.
«…И нас воскресит силою Своею» (I Кор. 6, 14), — утверждаем и мы вслед за святым апостолом Павлом. Испокон веков христианский мир объединяется твёрдой уверенностью во всеобщее воскресение! Все христианские сердца исполнены твердой надеждой обретения жизни будущего века, так как разум каждого христианина просветлён несомненным знанием того, что смерть не прекращает жизнь человека, но представляет собой «инаго жития вечнаго начало» в вечном Царстве Небесном (из Пасхального канона).
Из глубокой древности до наших дней, а также и до наших грядущих поколений не было и не будет такого времени, когда бы в трудные периоды жизни Милосердный Господь оставил человечество без Своего попечения. Библия свидетельствует, что во времена Ветхого и Нового Заветов Истинная святая вера в нашего Творца всегда была оплотом и утверждением продолжения жизни.
Из-за грехопадения первых человеков — Адама и Евы, за их преслушание своего Творца и Бога, они могли бы лишиться жизни, но по милости Божией они были прощены и получили вместо Рая нашу Землю. Кроме того, за ради их вечного спасения и их грядущих потомств Богом было дано им обетование: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1,23).
Прошли многие тысячелетия новой для них жизни на земле и как написано, это были годы оплакивания прежнего их состояния безгрешности. Продолжительность их жизни стала равняться только одной тысяче лет, и уже не имели они возможность видеть Господа, как когда-то ранее, и пресыщены дни их были искушениями от человеконенавистника и соблазнителя диавола и преисполнены печалями, болезнями и воздыханиями об утраченном Рае. Когда же потомство Адама весьма размножилось по земле, срок жизни каждого сократился более чем в десять раз, что, как мы знаем существует и поныне. Первой причиной этого было появление в обществах новоявленных лжеверований в лице язычества, породив- ших всевозможные отклонения от Истинной веры.
Согласно Святому Евангелию всем сошедшимся в Иерусалим на праздник Ветхозаветной Пасхи при очевидной всем Божественной Силой Иисуса Христа был воздвигнут из гроба четверодневный Лазарь. Быв мертвым — он стал живым человеком. Именно в этот исторический день той субботы, святая Церковь Христова открыла воочию Иерусалиму и всем народам важнейшую тайну явления Мессии — Спасителя мира.
О творении человека в Библии сказано так: «И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душею живою» (Быт.2,7). Но особенность этого прекрасного творения Божия, каковыми мы и являемся, занимает особое место, потому, что только после слов о творении тела человека Господь дыханием Своим дает ему бессмертную вечную душу и следовательно — вечную жизнь.
Поэтому результат двухсоставного телесного строения человека, в общем смысле именуется трехчастным: дух, душа и тело. И когда душа отнимается от тела, она становится наследницей нового человека. По образу Воскресения Иисуса Христа и все человецы призваны к преображению в новую жизнь — если Господь сподобит их этого.
Когда некоторые по своему недоумию полагают, что вопреки Священному Писанию этого нет, то я бы отправил их к научным изысканиям, к примеру того факта, что простой одуванчик, сорванный ветром не погибает окончательно, а соединившись с почвой дает новый росток, порой лучшего качества, чем прежний, уж не говоря о сгоревшей в атмосфере планете, которая не причиняя никому вреда, образует планеты новые, и это же происходит и в каждой другой области: мир Божий устроен к созиданию, но не к разрушению и гибели.
Меткое замечание любого стоящего физика, который на вопрос, можно ли увидеть микроскопическую частицу, ответит, что нет, тем более, что их миллионы и миллиарды. Но то, что она существует — факт, так как мы видим след, который она оставляет при полете и этого достаточно для её изучения. Что же касается богословия, то скажу, что эта наука — из наук, и в сравнении с ней все другие — меркнут, и если бы мы имели хотя бы маленькую долю святости, которую имел преподобный Сергий Радонежский и другие святые, мы легче тогда сохранили бы свои жизни для вечного блаженства.
Мы отклонились от темы, вернемся к главному. До Воскресения Христова удел человека после земной кончины был таким, как говорит о нём святой Иов Многострадальный: «Отойду, — и уже не возвращусь, — в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака… где нет устройства, где темно, как самая тьма» (Иов. 10, 20–22).
Серьезно верующий человек, включая порой телевизор, делает тот же вывод и о современных диких нравах, которые пугают. О! Если бы все были верующими, как это было до революции, — жизнь была бы достойной и прекрасной, и не случилось бы того, что произошло, например, в Кемерово.
Обратим свой взор на икону Светлого Христова Воскресения, на которой Единородный Сын Божий сокрушив врата ада, держит за руки прародителей Адама и Еву, и выводит их к Свету из страны мрака. И вместе с ними Он держит за руку каждого из нас, потому что, по слову Апостола, «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (I Кор. 15, 22). Именно поэтому Сын Божий — Первенец из умерших, — именуется так: «Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века» (из богослужения).
В ветхозаветной книге Ездры мы читаем слова, которые свидетельствуют о всеобщем равенстве людей в свете именно этих основополагающих заповедей любви: «Оправдай вдову, дай суд бедному, помоги нищему, защити сироту, одень нагого, о расслабленном и немощном попекись, над хромым не смейся, безрукого защити, и слепого приведи к видению света Моего, старца и юношу в стенах твоих сохрани, мертвых, где найдешь, запечатлев, предай гробу, — и Я дам тебе первое место в Моем воскресении», — говорит Господь (III Езд. 2, 20–23).
В этом пасхальном человеколюбии заключены основы общественной морали и справедливости, а значит — и устойчивости общества к испытаниям века сего. Ведь, по сути, все исторические трагедии и социальные бедствия начинались там, где предавалось забвению евангельское правило жизни человеческого рода: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12).
Откровение о том, что «Бог есть любовь», — это величайший дар Воплотившегося Сына Божия человечеству. Любовь преображает, очищает и освящает всё вокруг нас. И мы, следуя заповеди Спасителя о жертвенной, самоотверженной любви к людям, приобщаемся к Божественной любви, которая, разгоревшись в наших сердцах, неугасимой пасхальной радостью наполнит и всю нашу жизнь. Тогда исполнятся на нас апостольские слова: «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4, 7).
Будем же идти путем спасения неленостно и неуклонно. «Почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6, 11) — говорит святой Апостол Павел.
Да, сей путь всегда бывает тернист и узок. И не случайно многие в окружающем нас мире ушли с этого пути, затуманив свой духовный взор стремлением к власти и славе, комфорту и обладанию земными сокровищами, безудержному потреблению и бесконечным развлечениям. Церковь знает, что такая до- рога ведет человека в тупик и никогда не сделает его счастливым. Путь же Христов, путь крестоношения и воскресения, приводит нас к свету, воссиявшему от Живоносного Гроба Господня. Жить в этом свете — значит побеждать любую скорбь и печаль, иметь полноту мира и радости.
Отринем же вражду и распри, греховные привычки и душевную расслабленность. Каждым днем и часом нашей жизни исполним заповедь Христову:
«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).
Среди нас множество людей, остро нуждающихся в помощи и заботе. Это наши пожилые сограждане, жертвы войн, преступлений и стихийных бедствий, те, кто страдает от болезней, бедности, одиночества, сиротства, бездомности. Принесём каждому из них как пасхальный дар нашу деятельную любовь, наши лепты и труды милосердия.
Возлюбленные о Господе мои чада духовные Богоспасаемой Орловщины! Ныне, когда сердца православных христиан переполняет пасхальная радость, спешу поделиться ею со всеми вами, моими братьями и сестрами — каждым человеком, ближним или дальним. Вновь и вновь прошу вас: священнослужителей, монашествующих и мирян земли Орловской — совершенствоваться в вере и добрых делах, «дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 4, 11).
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
Глава Орловской Митрополии
Митрополит Орловский и Болховский
АНТОНИЙ
ПАСХА ХРИСТОВА
2018 г.
Орёл