В воскресенье, 27 февраля, в нашем храме было отслужено две Божественные Литургии, ранняя и поздняя, а накануне вечером совершенно Всенощное бдение. В воскресный день читается Евангелие от Матфея о Страшном Суде. Святитель Феофан Затворник, так пишет: «Нарисуем в уме нашем картину Суда Страшного и будем носить ее непрестанно. Итак, приидет Судия. Все явимся пред Судилищем Его, да восприимет каждый, «яже с телом содела, или блага, или зла» (2Кор. 5, 10). Что будет тогда, братие, с нами? Что именно с каждым из нас будет тогда?! Теперь же перенесемся туда мысленно и предложим совести нашей заранее определить то.Зрите! Се, пред нами, лицом к лицу, Судия праведный и нелицеприятный. Вокруг вся тварь разумная – и небесная, и земная. В нас самих все дела наши, ясно видные: на челе нашем, на очах и устах, на каждом члене и чувстве, служившем орудием для них; и мы сами в себе все будем видеть, и другие в нас все будут видеть, и око Божие будет проницать нас. Укрыться некуда. Общий всех суд оправдает или осудит нас. Сему суду будет вторить и наш собственный суд; а тот и другой запечатлеются Судом Божиим, который и останется вечно неизменным и решит участь нашу навсегда.»
Настоятель нашего храма, отец Сергий в воскресной проповеди, рассказал о картине Страшного Суда, поминаемого святой Церковью в этот день. Как за 2 000 лет до Рождества Христова, Господь от бездетного Авраама, произвёл на свет народ, который должен был встретить Мессию. Это была главная миссия этого народа еврейского, народа Израильского. Господь готовил к этому свой избранный народ, посылая пророков, давая им Заповеди Божии и всяческими путями заботился об этом народе, чтобы по пришествии Мессии и встречи Христа, евреи правильную веру разнесли по всей вселенной. Пришло время, и Христос пришёл, но народ Его не встретил. Почему? А они ждали другого, они ждали того, кто удовлетворил все земные чаяния евреев о власти, славе, богатстве, земных удовольствиях. А Христос принёс Небесное, что оказалось не нужным евреям, наполненных лицемерием, злобой, завистью, осуждением. Господь же сказал им: «что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония». Евреи за это возненавидели Христа: «Мы дети Авраама! А про нас такое? Распять Его!». И вот, отвергнув истинного Мессию, они ждут другого, чтобы он удовлетворил всем их земным чаяниям, потакая всем страстям. Они обязательно дождутся, придёт лжепророк, который соберёт весь мир под себя, Израиль будет блаженствовать, оказавшись в центре внимания. Но когда придёт время вкушать пищу- вкушать будет нечего, всё будет обман и ложь, не приносящее насыщения. Податель всего Господь Бог, а Он будет отвергнут людьми. Эта ложь будет править 3,5 года, это будут страшные времена. Люди будут издыхать от страха, всё будет в ожидании войны, смерти будут тут и там, народ восстанет на народ, мир заполонят лжепророки, оскудеет вера, даже у священства и архиереев. Упадёт любовь, люди буду злы, надменны, хитры, обманчивы, эта жуткая атмосфера — предвестники страшного события: конца мира. Христиан будут гнать, но Господь не оставит их, но только «претерпевый до конца – спасётся» хотя и многие подадутся соблазну, страху и отрекутся от Христа, от Истинны. Ангелы вострубят и будет пришествие Христа, кости выйдут из земли и облекутся во плоть, Ангелы принесут души в каждого человека, и все воскреснут в своих телах. Господь придёт на землю уже не в уничижении, а в Божественной славе и величии. И воссядет судить мир, с 12-ю апостолами. В сегодняшнем Евангелие мы читаем, как это будет происходить. Господь говорит: «Как пастырь отделяет овец от козлов», так Бог отделит овец от козлищ: добрых от злых. Одним скажет, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира», на вечную радость, так как вы одели меня, когда Я был наг, напоили Меня, когда Я жаждал, накормили меня, когда Я взалкал. Вы сделали это ближнему вашему, стало быть сделали Мне. Другим же скажет, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе». А эти люди не замечают того, что требуется помощь ближнему, так как живут для себя. Подтекст этого Евангелия, что Господь будет судить не тех; кто зол, а кто не сделал добра; не тех, кто отнял хлеб, а тех, кто не дал; не тех, кто раздел, а тех, кто видел нагого, и не одел его; кто просил дать, а не дал; не тех, кто довёл до инфаркта, а тех, кто не посочувствовал болящему и не утешил скорбящего. И оправданий этим людям нет. А мы так и живём. Вот приходит человек, говорит, что ничего плохого не сделал, словом хороший человек. В что хорошего сделал? Ничего. Вот и ты окажешься слева, Господь от нас ждёт подвига: не только не делать зла, но надо видеть, где можно сделать добро, проявить сочувствие, оказать милосердие. Если человек в своей жизни не делает никаких добрый дел-это пустое житие. Жизнь эгоиста-никому не нужна, она ещё и отравляет жизнь ближнему. Нам нужно сделать выводы, посмотреть на себя, как мы с вами живём и поступаем. Эгоистам оправдания не будет, вот скажем: «ходили в храм, постились, молились, записки писали, вообще мы христиане». Но это не оправдание. Оправдание одно-это сострадательное, милосердное сердце, и дела по этому состоянию. И вот это время, называемое «нашей жизнью», надо использовать для своего совершенствования в деле любви к ближнему, учиться видеть и помогать, делая всё ради Христа. По устроению своей души надо творить добро не за деньги и похвалу, а ради Христа. Когда такое устроение станет естественным состоянием души, тогда и можно надеяться, что Господь скажет нам на Страшном Суде: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».