В воскресенье,13 февраля, в нашем храме было отслужено две Божественные литургии, ранняя и поздняя, а накануне вечером совершенно всенощное бдение. Эта неделя называется о мытаре и фарисее, по Евангелию этого дня, и приготовлению к началу Великого Поста. Вот и св. Феофан Затворник пишет: «Есть больные, которые ездят лечиться на воды. Как издали начинают они помышлять о предстоящем путешествии и как заботливо подготовляют все, чтоб скоро и удобно доехать до целительных вод и сколько можно плодотворнее воспользоваться урочным временем лечения! Вот и у нас приближается свой курс спасительного врачевания душ наших — святой пост. И мы будем здесь и купаться в слезных водах покаяния, и принимать внутрь многоцелебное врачевство — Тело и Кровь Господа нашего. Надобно готовиться к нему и нам, и притом сколько душа выше тела, столько наша забота о сем должна быть сильнее и действеннее, чем у тех. А как успешность сих трудов зависит от умягчения сердца сокрушением, то вот Святая Церковь заранее и предрасполагает нас к сему чувству и разными способами хочет возбудить и укрепить его в нас. Ныне притчею о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10–14) она внушает нам, что самый верный путь к сокрушению есть уничтожение в себе фарисейского самомнения и укоренение в сердце мытарева покаянного вопля: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18, 13).».
В воскресной проповеди, настоятель храма, отец Сергий, поздравил прихожан с воскресным днём. Круг годичного богослужения опять привёл нас к началу приготовлению к Великому посту. В неделю о мытаре и фарисее, в церкви уже начинается чтение Постой Триоди. Господь приготовляет нас к этому поприщу чтением особых глав Священного Писания. Пост-это особое время углублённой, сосредоточенной молитвы. Не всякая молитва угодна Богу. Есть люди, которые в молитве просят наказать обидчика, или удовлетворить какие- либо непотребные желания. И вот сегодня Господь нам показывает, как молиться не стоит. Предложена нам такая притча: пришли в храм помолиться два человека: фарисей и мытарь. Фарисей прошёл вперёд, считая себя законником, и праведным человеком, знающим и соблюдающим все церковные каноны и законы, постящийся 2 раза в неделю и отдающий десятину на храм. Он начал благодарить Господа, за всё что Он ему дал, что всё у фарисея хорошо, что он не такой, как прочие человеки, прелюбодеи и пьяницы, не как сзади стоящий мытарь. А позади стоял мытарь, он не смел пройти вперёд, зная, что он грешный человек, а только плакал и взывал: «Боже, милостив буди мне грешному». Господь говорит, что этот мытарь ушёл из храма более оправданный чем фарисей. Господь говорит, что возвышающий себя — унизится, а смиряющий себя — возвысится. Господь показывает, что всё знание закона и авторитет книжника, в душе фарисея взрастили гордость, всех людей он видел ниже себя, считая себя лучшим человеком. Гордость ослепила его, фарисей думает, что всё хорошее делает сам, соблюдая закон. Но гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать. Мытарь же, осознавая себя предателем своего народа, служа оккупационной Римской власти, погрязшим в пьянстве, взяточничестве, не смел пройти вперёд, а только одно твердил: «Боже, милостив буди мне грешному». Он не надеялся на закон, т.к. по закону ему грозит только смерть. Так же, как и нам, если каждый из нас предельно честно посмотрит в свою душу, как мы живём и благодарим Господа, вывод буден один- на казнь. Это осознавал и мытарь, надеясь только на милосердие Божие. Господь принял молитву мытаря, он его не оправдывает, и говорит: «Живи, так же». Просто устроение души мытаря больше угодно Богу. Это очень важный момент, мы видим качество души мытаря, это смирение. Без смирения спастись совершенно не возможно. Смирение, как цемент, должно обволакивать каждый камешек добродетелей, чтобы ветра искушений не разрушили устроение нашей души. Надо стараться не видеть своих добрый дел, вменяя хорошее, только Творцу., а если вспоминается что доброе из дел, то как апостол Павел говорит: «Это не я делаю, а благодать Божия, которая со мною». Нам говорит надо, что я сам ничто, пыль земная, и если человек так устроен, и осознаёт это, и молится молитвой мытаря, то Господь его непременно спасёт, по слову пророка Давида: «Смирихся, и спасет мя Господь».