В воскресенье, 20 февраля, в нашем храме было отслужено две Божественные Литургии, ранняя и поздняя, а накануне вечером совершенно Всенощное бдение. В воскресный день читается Евангелие от Луки о блудном сыне. Святитель Феофан Затворник говорит, что «в неделю блудного сына (Церковь хочет возвесть нас до воодушевленной решимости, оставляя грех, идти путем правым к Отцу Небесному)». Поставь себя в сонм Ангелов и святых. Устоишь ли среди них? Конечно нет. Но так ли сему подобает быть у нас с тобою, призванных быть сожителями святых и присными Богу? Что же? Так и останешься и не поревнуешь упорядочить эти расстроившиеся отношения?! Поспеши же – или погибнешь! Ныне-завтра смерть. С закрытием глаз закроются для нас двери милосердия Божия, если не попечемся войти в них прежде того. А тогда что? О! Той беды и слово выразить не сильно! Не отлагай же! Вот подходит благоприятное время святого поста. Отселе еще положи намерение воспользоваться им во спасение и готовиться к тому. Всячески сам себя шевели и раздражай уснувшую ревность о спасении всеми способами, какие оставлены твоей свободе всеустрояющею благодатию Божиею. А Господь «близ» (Пс. 118, 151)! Он ждет только, чтоб ты сказал: «Восстав, иду!» (Лк. 15, 18). И прежде чем приблизишься ты к Нему, Он сретит тебя и заключит в Отеческие объятия любви Своей. Смотри, сколько уже обитает в доме Его рабов, служащих Ему! И между ними сколько таких, кои падали падением, подобным твоему! Смотри: вот Магдалина, вот Закхей, вот Мария Египетская, вот Пелагея и прочие, коим числа нет. Не отчайся же и ты, но и не медли. Беззаконий твоих не помянет Господь и за радость возвращения твоего, которое обрадует все Небо, возвратит тебе все потерянное тобою.
В воскресной проповеди, настоятель храма, отец Сергий, поздравил прихожан с праздником, и подробно рассказал о смысле притчи о блудном сыне. Сказано, что у одного отца было два сына, и младший сын сказал: «Отец, отдай мне принадлежащую часть имения». Отец, не укоряя и не отговаривая сына, не смотря на такую дерзость, сделал это. Сын ушёл на сторону далече, и там с блудницами и пьяницами промотал своё имение, остался нищ и наг. Наступил голод, он стал нуждаться, голодать, пас свиней у жителя той страны, питаясь рожками от корма свиней. Он дошёл до свинского состояния, и тут подумал, что у его отца, люди, пасущие свиней, не голодают и живут в достатке, не страдают так. Пойду к отцу моему, брошусь в его ноги, скажу: «Отец, прости меня, я уже не достоин называться твоим сыном, прими меня в число наемников твоих». Так решил и пошёл. Когда он был ещё далеко, отец увидел его, выбежал на встречу. Сын упал перед ни на колени: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Отец, не слушает его, а обнимает, целует, говоря : «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И вот пришёл второй сын с поля, удивляясь, что в доме нашем за праздник. Ему ответили, что брат его вернулся, а он не мог войти на пир. Он осерчал. Вышел отец его, говоря: «Сын, заходи, сегодня праздник». Он же начал укорять отца, что верой и правдой служил ему всю жизнь, а он не дал ему и козлёнка для пиров с друзьями. Отец же, указал ему, что он старший среди детей и всё его, а сегодня не об этом надо говорит, а о том, что брат твой нашёлся, умирал и ожил, пропадал и нашёлся! Но он всё равно не мог войти, так осерчал. О чём эта притча говорит: мы наблюдаем две части человечества. У Адама было два сына: Каин и Сиф, Каин-ушёл на сторону далече, жил без Бога, а Сиф остался с отцом и пошло от него семя Божие. С тех пор человечество делится на два лагеря: те, которые с Отцом Небесным, и те, которые «ушли далече». Сам отец, это Господь Бог. Когда младший сын просит отдать часть имения, это говорит, что разум его помрачился, а отец –это любовь, и он всё равно отдаёт ему просимое. Куда же уходит на сторону далече, от Отца, источника жизни? Это дорога в ад, человечество пошло в ад. И там конечно голодает, человек духовное существо, не всяким хлебом будет жив человек, словом, исходящим из уст Божьих. Чем питаться в аду? А кто жители той страны? Это бесы. Что бесы могут дать человеку- только страсти. А страсти, это свиньи, человек пасёт свои страсти, то стадо свиней, утоляя голод на короткое время, так как страсти не насыщают человека. Пьяница не может напиться, блудник-наблудиться, вор-навороваться, это бесконечно. Цель у беса одна: не насытить, а довести до такого состояния, чтобы человек пришёл в отчаяние, и сам наложил на себя руки, что есть высшая цель бесов. Но заблудший сын, придя в крайнее греховное состояние, нашёл выход, нашёл в себе силы и решимость возвратиться с покаянием к Отцу. Смирился, пришёл сказать и сказал. Многие из нас говорят, слова покаяния, но хладно и бездейственно. А вот так деятельно, как блудный сын, редко кто. Надо же, как этот блудный сын: решить и сделать. Когда человек приходит в Богу, надо обязательно поисповедоваться, назвать свой грех и покаяться, упасть на колени пред Богом, показывая своё смирение. Бог-это любовь, Он принимает искренне покаяние и ведёт на свой пир, имея радость большую об одном кающемся грешнике, чем о 99-ти праведников. Это великий праздник и событие на небесах, когда человек приходит к Богу. Заколатый телец на пиру, это прообраз нашей Евхаристии. И мы стоим здесь на этом духовном празднике. Вторая часть притчи о старшем сыне, который всегда был с отцом, никуда не уходил, но осерчал. Если человек серчает, когда его никто не трогает, это говорит о зависти. В душе его появилась боль и страдание и зависть о благополучном возвращении брата. Зависть-порождении гордости, не дающей искренней радости о ближнем. Эта притча была сказана евреям, они должны были увидеть себя. Языческие народы ушли на сторону далече и пропадали. Но эти народы нашли в себе силу и решимость исправится, а евреи-нет. Сказано, что блудники и разбойники первыми войдут в Царство Небесное. А почему? Потому, что они покаются, так оно и случилось. И сейчас мы видим такую же картину: две части человечества. Одни, с Богом, стоящие,молящиеся, в храме Божием, другие часть-ушла на сторону далече. Но и у тех и иных проблемы: блуд, пьянство, воровство, наркомания и тому подобное. У других: гордость, тщеславие, праздность и так далее. У одних явные, у других скрытие. Но Господь всех зовёт, зовёт в свой отчий дом, желает, чтобы все спаслись и радовались в блаженстве Царствия Небесного. Так и говорит: «Не хочу смерти грешника, но живу быти ему».