В воскресный день, 3 марта, в Неделю о блудном сыне, в нашем храме было отслужено две Божественные Литургии; ранняя и поздняя, накануне вечером совершено Всенощное Бдение.
В тpетье воскpесение, пpиготовляющее нас к Великомy Постy, мы слyшаем чтение пpитчи о блyдном сыне (Лк.15:11-32). В притче рассказывается, как у одного отца было два сына: младший сын, испросив у отца, причитающуюся ему часть имения, ушёл в «страну далече», где и промотал имение в блуде и похотях, опустился до скотского состояния, и оказавших в голоде, стал пасти свиней, пытаясь насытиться «свинячьей» едой. И подумал он, что у его отца работники едят досыта, пойду и я к отцу, брошусь в ноги и скажу: «Отец, я уже не достоин называться твоим сыном, возьми меня хотя бы в число наёмников твоих». И пошёл… Отец увидел его издалека, бросился к нему на встречу. Отец не стал укорять распутного сына, а принял его в свои отчие объятия, приказав своим слугам, принести лучшие одежды, надень драгоценный перстень и заколоть тельца упитанного для общего торжества, потому что «Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Человечество можно разделить на две части: одно остаётся с Отцом Небесным, с Богом, а другое — ушло на сторону далече, которое и в храм не ходит, и Бога знать не желает, живя светской жизнью. Что же за страна «далече»? Это ад. Люди, живущие в миру, не знающие Бога, но имеющие душу христианскую, испытывает неимоверный голод, голод не общения с Отцом. Ибо только Бог — жизнодавец: Он даёт жизненную энергию. Человек мается, пытаясь утолить голод, но без Отца Небесного это невозможно, и поэтому человек всячески пытается заглушить этот позыв своей страждущей души. Есть три самые распостранённые вещи для этого: «кино, вино и домино»: либо-выпил и забылся, либо- всякие игрища, либо- наушники и телек. Человеку страшно оставаться одному, совесть души угрызает, и чтобы заглушить этот голос-все утехи мира идут навстречу. А что же за свиньи в этой притче? Это наши страсти, и бесы, хозяевы этой страны, посылают их пасти, т.е. дальше углебать в пороках. Насытить страсти свои человек никак не может, ни один блудник-не наблудился, вор-не наворовался, пьяница-не напился, игроман-не наигрался и т.д. Эти страсти доводят человека, до состояния свиньи, когда человек перестаёт ощущать жизнь. И есть выбор-падать в бездну, к бесам-или, приложив усилие, прийти к Отцу Небесному с мольбой о помиловании. Сын блудный, в этой притче-осознал и покаялся, и был принят в Отчие объятия. Но есть ещё старший сын, он приходит в дом и упрекает отца в излишней любви и доброте к блудному сыну. Вот так: сын, ведущий праведную жизнь, вдруг воспылал завистью. Господь нам показывает очень важный моменты: есть две части человечества-одни погибают в пороках и страстях, и другие- живущие с Богом, ходящие в храм, как нам кажется живущие праведно, но на пир Отца Небесного и они войти не могут. Гордость, тщеславие и зависть не даёт, эти скрытые пороки, гнездятся скрытно и незаметно, но это стена пред Богом. Это надо осознать, покаяться и молить Бога о прощении. Если мы сможем это увидеть, осознать, покаяться и исправиться, то и мы будем блаженствовать на пиру в Царстве Небесном.
Hадо обpатить внимание и yпомянyть здесь однy из литypгических особенностей этого Воскpесения. Hа yтpене, после pадостных и тоpжественных псалмов полиелея, мы поем полный тоски псалом 136:«Hа pеках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянyти нам Сиона… Како воспоем песнь Господню на земле чyждей? Аще забyдy тебе, Иеpyсалиме, забвена бyди десница моя. Пpильпни язык мои гоpтани моемy, аще не помянy Тебе, аще не пpедложy Иеpyсалима, яко в начале веселия моего…» Это псалом изгнания. Его пели евpеи в Вавилонском пленy, вспоминая свой святой гоpод Иеpyсалим. Он стал навсегда песнью человека, котоpый осознает себя изгнанным от Бога и, сознавая это, становится вновь человеком, тем, котоpый никогда не может найти полного yдовлетвоpения в этом падшем миpе, потомy что по своей пpиpоде и пpизванию он всегда ищет, как паломник, Совеpшенства. Этот псалом поется еще два pаза, в последние два воскpесения пеpед Великим Постом. Он откpывает нам значение Поста как паломничества, покаяния – возвpащения в дом Отца.