Помилуй мя Боже, помилуй мя
В среду вечером, 17 апреля, в нашем храме было совершено вечернее богослужение с чтением Великого Канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. Эта служба носит название утреня Четвертка Великого Канона. Утром, 18 апреля, была отслужена Божественная Литургия Преждеосвященных Даров.
Мы опять молились, вслушиваясь и воздыхали на проникновенные строки: «Душе́ моя́, душе́ моя́, воста́ни, что спи́ши? Коне́ц приближа́ется, и и́маши смути́тися. Воспряни́ у́бо, да пощади́т тя Христо́с Бог, везде́ сый и вся́ исполня́яй.» «Возлюбила и возжелала Христа, ради Него плоть изнурила, о преподобная! Моли Христа о нас, чтущих Его рабах Его, да подаст нам мирный дух». Вся история Марии Египетской учит тому, что грешника осуждать не надо – Господь его может к такой святости привести, что вам и не снилось. А вот свои грехи видеть надо, чтобы если не к святости, то хоть какому-то исправлению прийти. Именно в сочетании с Великим покаянным каноном преподобного Андрея Критского, повествование жития преподобной Марии Египетской приобретает законченность. Переплетаясь с плачем и сокрушением о грехах в возвышенном и витиеватом слоге Великого Канона, прочитывается житие мати Марии, где покаяние не просто как сокрушение о грехах, а покаяние, как изменения образа не только поведения, но и чувств, и мыслей, и образа жизни, очищенной таким глубоким смирением, что Господь освятил душу и привёл к святости, для наглядного примера нам, живущим и не имеющим решимости изменить свою сущность от греха к свету. Что же общего между преподобным Андреем Критским и Преподобной Марией Египетской? Один – праведник от юности, другая – покаявшаяся грешница. Оба они – великие учителя покаяния, и пример обоих говорит о том, что покаяние необходимо всем. Нет никого, кто бы в нем не нуждался. Прожил ли ты всю жизнь в монастыре, или провел ее в непрестанном грехе? Все равно ты нуждаешься в покаянии. Ибо грех не только в поступках человека. Он гораздо глубже. Он в сердце, и может как червь яблоко, изъесть все сердце изнутри, даже без видимых внешних проявлений. И еще одну великую истину открывают нам эти святые: пусть никто не отчаивается в спасении. Бог внимает и праведнику, и грешнику, и Он ищет, именно ищет желание исправиться в самом ожесточенном сердце, ждет и с радостью принимает покаяние самого последнего грешника.