27 сентября – праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. Он отмечается православною Церковью в память обретения Креста Христова и его Воздвижения.
Накануне вечером, в среду 26 сентября, в нашем храме состоялось торжественное всенощное бдение с выносом на утрене Животворящего Креста и поклонение ему.
27 сентября были отслужены две божественные Литургии. Позднюю Литургию и праздничный молебен совершил протоиерей Андрей Сопильняк.
Этот праздник получил начало одновременно с самим событием Обретения Креста Господня. Само слово Воздвижение в сохранившихся памятниках впервые встречается у Александра Монаха (527–565), автора похвального слова Кресту. В этот праздник празднуется обретение Креста Господня. Согласно церковному преданию, обретение произошло в 326 году в Иерусалиме возле места Распятия Иисуса Христа – Голгофы.
C седьмого века этот день также вспоминают возвращение Креста Господня из Персии греческим императором Ираклием в 629 году.
В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит:
«Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».
Ради воспоминания о страданиях и смерти Господней, в день праздника установлен пост, подобный обычному посту в среду и пятницу, то есть без разрешения рыбы.
Празднество включает в себя один день предпразднества (13 сентября) и семь дней попразднества (с 15 по 21 сентября) и отдание – 21 сентября.
Обретение Креста.
Святой Крест – орудие казни Спасителя был утерян. После разрушения римскими войсками Иерусалима, святые места, связанные с земной жизнью Господа, были преданы забвению.
Крест Господень был найден в Палестине матерью императора Константина Великого царицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием в результате раскопок.
Старый еврей по имени Иуда Кириак сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Царица Елена распорядилась снести капище. Под снесенным капищем была найдена пещера Гроба Господня. В откопанной пещере были найдены три креста и отдельно табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую был возложен один из трех крестов, исцелилась.
Имеется и другое предание, согласно которому воскрес умерший, которого несли по улице для погребения, при соприкосновении с этим крестом. Поэтому Крест Господень называют Животворящим Крестом.
Возвращение Креста.
27 сентября вспоминается еще одно событие, связанное с Животворящим Крестом. Крест Господень находился 14 лет в плену в Персии. Персидский царь Хозрой II победил греческое войско, разграбил Иерусалим и захватил в плен Крест Господень. Через 14 лет император Ираклий (575—641) одолел сына Хозроя II и возвратил христианам их святыню — Крест Господень.
Крест Господень был принесён в Иерусалим. Сам император Ираклий занёс Крест Христов в храм Воскресения, сняв венец и порфиру, и надев простую одежду.
Православное, Праздничное Богослужение.
Первой отличительной чертой праздника является само событие, которое легло в его основание. В отличие от других праздников, оно произошло много позже тех священных событий, которые описаны в Евангелии, и связано со всеми делами, которые Господь сделал ради нас и нашего спасения.
Причиной установления этого праздника стало обретение царицей Еленой древа того самого Креста, на котором был распят Христос.
Событие, Обретения Креста безусловно памятное, поэтому оно отражено в названии Двунадесятого праздника. Тем не менее сами тексты, по своему содержанию не много останавливается на факте обретения Креста, а более обращают мысленный взор на Пасху — на крестные страдания, смерть и тридневное воскресение Спасителя нашего Иисуса Христа.
Поэтому некоторые песнопения очень напоминают песнопения служб Великого Пятка Страстной Седьмицы. Еще одной особенностью содержания праздничной службы является большое количество ветхозаветных прообразов Креста, крестной смерти и воскресения Спасителя. Собранные воедино они лучше всякого учебника объясняют и показывают направленность Ветхого Завета ко Христу, его прообразное значение.
Так как Воздвижение относится к Двунадесятым праздникам, то служба этого праздника не соединяется ни с какой другой службой, даже с воскресной, если праздник случится в воскресенье.
Так, в этот день в изгнании скончался великий святитель Иоанн Златоуст, но память его не совершается ради праздника, а перенесена на другой день
Богослужение этого дня имеет ту особенность, что на Всенощном бдении, после великого славословия, при пении трисвятой песни: Святый Боже…, настоятель берет с престола св. Крест, возлагает его на главу и, предшествуемый светильниками, выходит из алтаря северными дверьми к Вратам Царским и отсюда, по возглашении: «премудрость, прости!» выносит на середину храма и здесь полагает его на аналое, украшенном цветами.
Поется тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя…», а настоятель с диаконом совершают троекратное каждение Креста. Затем все священнослужители воздают Кресту чествование троекратным земным поклонением, при пении стиха: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!»
Вслед за священнослужителями подходят ко Кресту, покланяются и лобызают его все верующие. В это время хор поет стихиры, в которых выражаются благоговейные христианские чувства при воспоминании о распятии Христовом.
На Литургии этого дня, вместо «трисвятого», поют песнь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…», из Апостола читается о слове крестном, которое погибающим юродство есть, а спасаемым — сила Божия есть; а из Евангелия — о распятии Иисуса Христа.