В День Крещения Руси, 28 июля, православная церковь празднует память равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия. Накануне праздника, в нашем храме было совершенно Всенощное Бдение, в сам день праздника отслужена одна Божественная Литургия, по окончании — праздничный молебен. В полдень, наш храм присоединился к акции колокольного звона, в честь праздника.
«Этот праздник был установлен в день святой памяти равноапостольного князя Владимира, усилиями которого русский народ принял веру православную! Но принять Таинство Крещения это еще не означает духовное прозрение. Крещение, — лишь первый шаг на пути к Богу. Благодаря святому равноапостольному князю Владимиру, память которого Церковь ныне празднует, Русь выбрала веру православную. Господь долго вел Владимира к истине, и хотя его сердце и ум склонялись к истинному Православию, но произошло это не сразу. Многие навыки жизни греховной в язычестве ему мешали. И вот перед крещением он ослеп, а когда погрузился в купель крещения, прозрел, как сказано в житии, не только телесно, но и духовно и совершенно изменился. Самое важное для нас всех — это нам самим прозреть духовно, потому что многие крепко заблуждаются насчет самих себя. Считая себя верующим и имея веру в то, что Бог есть, человек иногда думает, что этого вполне достаточно, забывая, что и язычники веруют, и мусульмане веруют в то, что есть Бог, и загробная жизнь, и Страшный суд. Любой человек, если он нормален, это чувствует и знает. Но то, что принес Христос на землю, сильно отличается от того, что каждый из нас может чувствовать. Христос пришел на землю, для того чтобы открыть нам жизнь небесную. И путь к этой небесной жизни особенный. Особенность эта заключается в том, чтобы человек научился исполнять главную заповедь — полюбил Бога.
Когда князь Владимир выбирал веру, одним из аргументов принятия Православия были слова его послов, ходивших в Константинополь. Они сказали: «Когда мы стояли в храме, то не знали, где мы, на небе или на земле». Цель жизни христианской, как говорил преподобный Серафим Саровский — есть святость, стяжание Благодати Святаго Духа Божьего. Кто не хочет святости, тому в храме и делать нечего. Если ты хочешь устроиться в этой жизни, чтобы всё у тебя было замечательно и распрекрасно: с деньгами, с мужем, с детьми, со здоровьем, так надо не Богу служить, а дьяволу, потому что он князь мира сего. Надо серьёзным бизнесом заниматься, если ты хочешь устроиться здесь на земле. Тогда наймешь себе самых прекрасных врачей, построишь себе прекрасный дом в самом замечательном курортном месте, у тебя будут и слуги, и телохранители, и прекрасные автомобили, и будешь жить припеваючи. Этим путем уже многие люди пошли, целые народы, и преуспевают в этом. Ну, как говорится, дай Бог им здоровья! Но Христос же не за этим пришёл. Это всё можно делать и без Христа. А если кто хочет достичь святости, то очень трудно это всё совместить: и стремление к жизненному устройству, и заботу о душе. Уж очень жизнь человеческая коротка. Поэтому Господь сказал нам так: если хочешь быть христианином, хочешь достичь Царствия Небесного, то ты не заботься, что тебе есть и что пить, а ищи Царство Небесное. А уж Сам Всемогущий Бог, видя, что ты ищешь Царство Небесное, Он тебе устроит то, что сочтёт нужным через добрых людей: нужное тебе количество пищи, нужное тебе количество автомобилей, нужную тебе меру здоровья и болезней, нужный тебе крест, нужную тебе скорбь, — всё Господь тебе даст по Своему благому промыслу. То, что тебе полезно, то Он тебе и даст, а то, что тебе вредно, Господь от тебя отнимет и Сам тебя оградит, только надо Ему во всём этом довериться и во всём начать Ему служить. Истинная любовь к Богу проявляется в том, что человек начинает Господу Богу всей своей жизнью служить.
Вот равноапостольный князь Владимир первую половину жизни служил себе и достиг очень многого: и славы, и богатства, и здоровья, и множества детей, и почета, и страха людского — всего. На самую крупную в мире империю пошел войной и поставил ее на колени, заставил себя признать, заставил себя уважать. Это же какая сила, и храбрость, и мощь! Всего достиг.
А во второй части жизни, когда он прозрел и телесно, и духовно, он уже начал служить Христу и стал действительно своим подданным отец родной, так что народ его даже прозвал Красным Солнышком. Никогда еще на Руси не было такого князя, чтобы так людей любил. А откуда в нем такая любовь? Только от Бога, потому что он прозрел.
Вот и нам надо глубоко понять, чего от нас требует Бог и как мы должны жить? Нам надо научиться любить Бога, а для этого надо начинать с малого: научиться любить ближнего. А мы ближнего обычно все хотим как-то использовать. Мы с тобой христиане, поэтому ты должен мне помочь — вот такое у нас отношение к ближнему. А на самом деле Христос требует не этого: мы христиане, поэтому я должен тебе помочь. И надо на каждого человека смотреть не с точки зрения, что бы мне от него взять, как бы мне его поиспользовать. Потому что мы очень любим чужими руками жар загребать. Это очень удобно: дал распоряжение — и все пошло, сам жар и выгребается. Вот как просто: и дело сделано, и всё в порядке.
А христианство — это совсем не то. Христианство — это когда человек видит, что кто-то жар выгребает, и говорит: лучше давай я. Вот, казалось бы, такая мелочь, когда человек говорит «дай я», когда он хочет сам, вместо него, когда он чувствует, что он должен! Очень легко что-то сделать чужими руками, и можно так все представить, что вроде это ты сам. И каждый из нас, если рассмотрит свою жизнь, то вспомнит, как тысячу раз с помощью других пытался в Рай въехать. Но при этом мы забывали о Боге, Который видит абсолютно всё тайное наше. И Господь говорит: ты делай тайно, а Я, видя твоё тайное, воздам тебе явно. То есть нам надо стараться делать по возможности не напоказ. Не надо трубить о себе, не надо показывать себя хорошими, добрыми, благочестивыми, себя всячески выказывать. Это и людям противно, и перед Богом мерзко, потому что Бог-то знает, кто мы такие на самом деле, уж Бога-то мы никак не обманем. Поэтому надо свои дела добрые не превращать в тщеславие, а нужно по-возможности скрывать их, делать втайне. К сожалению, совсем всё скрывать практически невозможно. Поэтому многим святым приходилось убегать из монастыря в пустыню, потому что уж слишком слава большая была. И некоторые даже подвиг юродства на себя принимали, старались перед людьми дураками показываться, лишь бы славы человеческой было поменьше. Потому что уж очень они ценили, славу Божию. Человеческая молва, мнение толпы — это порой бывает ужасно. Поэтому мы и славим князя Владимира, начальника земли Русской, что он не постеснялся тех идолов, которым кланялся всю свою жизнь, по Днепру плавать пустить; он не постеснялся отречься от своих заблуждений. А ведь это очень трудно, и многие взрослые дяди никак не могут, бывает, на такое решиться. Это совсем поступок непростой, это требует мужества. Но Владимир был человек весьма храбрый, мужественный. Ну и, конечно, Господь ему помог. Вот и нам, чтобы быть христианами, нужно быть мужественными, твердыми, последовательными, нужно быть верными, как Господь сказал Фоме: «Не буди неверен, но верен». И наша верность Богу и заключается в том, что мы последовательно, внимательно, скрупулезно должны Богу служить и не искать похвалы от людей. Наоборот, может быть, даже и поношение будем за это терпеть. Вот тогда Господь нас за это похвалит. Поэтому если уж мы крестились, начали в храм ходить, если мы хотим быть христианами, нам всё-таки надо больше думать не об устройстве своей жизни земной, не только о том, чтобы наладить свою семейную жизнь, материальное своё благополучие, обеспечить себя комфортным бытом. Это всё сами по себе вещи неплохие и совсем невредные, но не они должны занимать все наши мысли и чувства, если мы хотим, чтобы жизнь наша не была прожита зря. Многие из нас уже полжизни прожили, а кому-то вообще осталось несколько лет всего, а кому-то может быть — всего один последний день. Поэтому надо поторопиться.
Никогда не поздно начать жить жизнью духовной, никогда не поздно начать учиться любви.
Когда человек в тяжёлом положении думает не о себе, а думает о других людях — вот это есть высшая любовь. Господь не требует от нас сверх того, что мы можем, но каждый из нас то, что может, должен по возможности исполнять. Господь не требует от нас великих подвигов больших добрых дел, но видит и ценит малые добрые дела, которые мы можем незаметно совершать каждый день!
Поэтому будем стараться относиться друг к другу с любовью и делать добрые дела от чистого сердца и не за счёт других. Надо всегда стараться помнить, что нам никто ничего не должен, только каждый из нас всем должен всё. Вот в этом и есть главный принцип христианской жизни. Помоги нам Премилостивый Господи!»
Из проповеди протоирея Димитрия Смирнова.