Святое Богоявление- Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Крещение Господне или Богоявление – один из древнейших, двунадесятых главных христианских праздников, отмечаемый 19 января. В нашем храме, в этот день,было отслужено две Божественные Литургии, после каждой-отслужен чин Великого освящения воды, накануне вечером-совершенно Торжественное Всенощное Бдение. В первые века христианство, Рождество Господне и Крещение Господне были одним днём, называемым Феофанием (Богоявлением), по позже, праздник разделили на два, учитывая важность этих двух событий, а между ними установили святки-Святые дни, когда надо славить Родившегося Бога. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки,в этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча. Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте». Каждый праздник в круге православного Богослужения, имеет своё ядро. Соль нынешнего торжества пришествие в мир Христа Спасителя и обозначение Его гласом Божиим, как Сына Своего:«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте». Нам дано указание-слушать Христа, который дал нам свои заповеди, указуя путь к блаженству, в Царствие Божием. Смысл жизни православного человека познание Бога и приближение к Нему, уже в этой жизни. Это возможно, только через покаяние, причащения Святых Христовых Тайн, исправления своей жизни, вникая в Божественное Евангелие.
История праздника такова: после поста и странствий в пустыне, пророк Иоанн Предтеча, пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом. Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22). Начало праздника Богоявления восходит ко временам первых христиан. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. Богоявлением праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» и спасти по благодати падший человеческий род. Принимая крещение Иоанново, Христос отождествляет себя со всеми людьми, всеми — без единого исключения — грешниками, нуждающимися в прощении, спасении, возрождении. Отождествляет себя со всеми и с каждым из нас. Своим крещением Он свидетельствует, что пришел не для того, чтобы судить и осуждать, а для того, чтобы соединиться с нами, чтобы, став одним из нас, сделать нас участниками своей совершенной и безгрешной жизни. «Вот Агнец Божий, берущий на себя грехи мира», — говорит про Него Иоанн Креститель. В наш мир Христос вошел как младенец, и в своем рождении Он принимает на Себя, своею делает нашу человеческую природу. Сын Божий становится Сыном Человеческим. Но не для праведников, а для грешных и погибающих пришел Он на землю, их возлюбил Он своею жертвенной любовью, им отдает себя и всю свою жизнь. Праздник Богоявления указывает нам на то, что любой подлинно церковный праздник — это труд, это подчас мучительное, нелёгкое движение по сухой пустыне обыденной жизни к труднодоступному живительному источнику той воды, которая освящается на Богоявление, понимая, что водная стихия — это всего лишь стимул для нас приобщиться к иной стихии — стихии благодати Духа Святого, стихии, обрести которую можно только путём очень долгих и очень трудных, порой мучительных для нас духовных трудов. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди. Купание в проруби (Иордани) — это вовсе не церковное таинство. И тут, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения, и конечно, христианин не должен, заменять купание, присутствие на праздничном богослужении в храме. Искренне желаю всем, через приобщение Великой Крещенской Святыне сподобиться твердой веры, чистоты сердец и помыслов, усердия в служении, радости о Христе, крестившемся от Иоанна в водах Иорданских! И пусть для каждого из нас этот праздник станет днем духовного очищения и обновления, временем преображения нашей души.