Сошествие Святого Духа на апостолов празднуется Святой Русской Православной Церковью как один из величайших двунадесятых праздников в пятидесятый день после Пасхи (потому что Дух Святой сошел в пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа) и потому называется Пятидесятницей или Троицыным Днем. В этом году праздник Святой Троицы выпадает на 16 июня по н.ст.
В субботу, 15 июня, в нашем храме состоялось торжественное всенощное бдение.
16 июня были отслужены две Божественные Литургии: ранняя в 6:30 ч. (после — праздничный водосвятный молебен), поздняя — в 9:00 ч. По окончании поздней Литургии священнослужители нашего храма совершили великую вечерню с чтением коленопреклоненных молитв.
Троицын День с незапамятных времен являлся одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов. Конец мая или начало июня, на которые приходится Троицын День, особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывающейся к этому времени наибольшей пышной растительностью, еще не успевшей утратить своей обаятельной свежести. «Семик», названный так потому, что приходится на седьмую неделю по Пасхе – преимущественно девичий праздник. В Поволжье повсюду к этому дню идет в деревнях девичья складчина: собирают яйца, пекут лепешки, закупают лакомства. Девушки целыми деревнями отправляются в рощу, на берег речки – завивать березки, «играть песни» и пировать. На березки вешают венки, бросают их в воду в самый Троицын День. Вслед за пирушкой начинают водить хороводы, прекращающиеся с Троицы до Успения.
Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки праздника Троицына Дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками берез – как в деревнях, так и в городах.
Троицын День во времена московских царей всея Руси сопровождался особой торжественностью в царском обиходе. Царь-государь в этот великий праздник «являлся народу». Царский выход был обставлен по особому уставу. Шел государь в наряде царском, венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Во всем блеске царского величия входил государь в Успенский собор – в сопровождении бояр и всех людей ближних. Торжественно шла обедня. Перед Троицкой вечерней подходили к царю соборные ключари с подобающим метанием поклонов и подносили ему на ковре древесный лист, присланный Патриархом. Смешав его с государевым листом и разными травами и цветами, они застилали им все царское место и окропляли его розовой водой. Государь, преклонив колена, благоговейно внимал словам молитвы. Колокольный звон не смолкал во все время его следования от собора до дворца.
На Троицкой зеленой неделе царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-хороводами, под наблюдением если не светлых очей самой государыни-царицы, то зоркого взгляда верховных боярынь и мамушек. Для игр и хороводов – как и в царицыных, так и в царевниных хоромах были отведены особые обширные сени. Царевен увеселяли сенные девушки.
Троица — повсеместный праздник цветов и березок. На Духов День последние остаются красоваться как возле хат, так и в хатах; цветы же вместе с травой устилавшие пол церковный во время Троицкой Божественной службы, подбирают богомольцы, приносят домой, и тщательно сберегают под божницею.
Праздники Православной церкви с подробным объяснением.