Неделя 6-я по Пасхе. О слепом.
В Неделю 6-ю по Пасхе, 21 мая, в нашем храме было отслужено две Божественные литургии святителя Иоанна Златоуста, накануне вечером совершено Всенощное бдение. В этот день, 21 мая, среди сонма святых чествуется память святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
В воскресный день читается Евангелие от Иоанна, о исцелении слепого. Господь исцеляет слепого от рождения в день субботний, сотворив брение и приказав умыться в Силоамской купели. Слепорожденный — избранник Божий. Человек промыслительно прошел через долгий непроницаемый мрак страданий, через обреченность на слепоту, чтобы чудные дела Божии явились и открылись всему миру, всей Вселенной! Чтобы весь мир, а не только соседи, узнал, что Христос — это истинный Свет миру, просвещающий и освящающий всякого человека, грядущего в мир. «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день… Доколе Я в мире, Я свет миру». Если ты родился слепым, то мир уже никогда не сможет поделиться с тобой своей многообразной яркой палитрой. И солнце не улыбнется тебе. И синева моря не откроется. И нежная весенняя зелень леса не обрадует никогда… Мир раскрашен только одним цветом — черной краской слепоты. Ты — слеп, и заключен в склеп! Но кто же всё-таки согрешил: он или родители его, что он так страдает, будучи замурован в свою страшную, беспросветную, унылую нескончаемую слепоту и темноту? «Кто согреши… яко слеп родися?». Неужели это какая-то фатальная, настигающая, неизбежная Небесная отместка? И ответ приходит сразу, почти молниеносно: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». На наших глазах и на Евангельских страницах разворачивается целое следственное дело, допрос с пристрастием. Так! А почему в субботу? Сегодня не приемный день для чуда! «Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?» «Это ли ваш сын, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?» «Воздай славу Богу: мы знаем, что Человек Тот грешник!» «Что сделал Он с тобою? Как отверз твои очи?» И, наконец, категоричный вердикт: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы!»
Но, несмотря на человеческую косность, безверие, фарисейский фанатизм, чудо все равно совершается. Прозрение происходит! «Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим». Евфимий Зигабен говорит, что Господь посылает человека к Силоамской купальне, которая находилась далеко, чтобы обнаружилась через это вера и послушание слепого. Но главное исцеление — это не просто возвращение здоровья, физического зрения. Главное исцеление — это прозрение ослепшей, неверующей, незрячей человеческой души! Мы видим, как Господь не сразу, а как бы прикровенно, постепенно открывается слепорожденному. Вначале несчастный видит перед собой только человека. Необычного, обладающего какой-то невиданной внутренней силой, но человека. «Как открылись у тебя глаза? — приступили к нему законники. «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: “Пойди на купальню Силоам и умойся”. Я пошел, умылся и прозрел». Потом Господь открывается ему как пророк. Беспокойные фарисеи, охваченные ужасом от случившегося необычайного происшествия, вопрошают: «Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк». И, в конце концов, исцеленный исповедует, что Христос — Сын Божий. Господь, найдя его, выгнанного иудеями, спрашивает: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» — «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему».
Страшно и безотрадно, если ты — слепой. Тебе никогда не улыбнется солнце. Ты не оценишь изящество узора на крыле бабочки. Тебе всегда нужен поводырь. Но в бесконечное число раз страшнее слепота духовная. Жизнь без Бога — это философия слепоты. И очень часто такая слепота становится нормой, критерием правильности жизни. Слепота становится модой, необходимостью, смыслом. Прозреть — это значит увидеть, осознать, понять свое страшное удаление от Бога. Прозреть — это увидеть человека рядом с собой, с его страданиями и болью. Прозреть — это уметь рассмотреть красоту в душе ближнего. Исцелиться от слепоты — это обрести способность видеть во всем происходящем Промысл Божий и «дела Божии». Это жажда благодарить и поклоняться Творцу. Как это сделал слепорожденный, исцеленный Христом: «Верую, Господи! И поклонился Ему». И этот путь прозрения в веру, в любовь, в смирение, в благодарность очень трудный и долгий. Это путь всей нашей жизни!