В воскресный день,9 октября, православная церковь чтит память апостола и евангелиста Иоанна Богослова и прославление свят. Тихона патриарха Московского и всея Руси. В этот день, в нашем храме было отслужено две Божественные Литургии, ранняя и поздняя, накануне вечером-Всенощное бдение.
Бог есть свет – и душа апостола Иоанна была проникнута светом! Бог есть любовь – и душа апостола была проникнута этою любовию! Иконы изображают нам Иоанна в виде ветхого старца. Таким он и был, прожив чуть более ста лет. Но во времена земной жизни Христа это был юноша, молодой телом и светлый душой. Порывистый, стремительный, вместе с тем преданный Учителю и верный делу Божию. Апостол Иоанн Богослов родился в Галилее. Он был сыном благочестивых и знатных родителей Зеведея и Саломии. Иоанн Богослов был учеником Иоанна Крестителя и от него узнал о Христе Спасителе, пришедшем в мир, чтобы как Агнец Божий взять на Себя грехи людския. Вместе с Андреем Первозванным Иоанн по первому зову тотчас последовал за Спасителем, оставив мирские заботы. После чудесного улова рыбы на Генисаретском озере Иоанн, вместе с братом Иаковом, стал избранным учеником Господа, находясь при Нем в самые торжественные и трагические моменты земной жизни Спасителя.
Св. Иоанн любим был Господом прежде всего за его любящее сердце, за его девство, за его светлый и чистый ум, за то, что он оказался способным узреть в своем учителе Слово жизни. Только любящее сердце заставило юного Иоанна тотчас же оставить рыбачью сеть, множество рыб, отца своего и последовать за Христом, как только он услышал на берегах Галилейского озера слова Его: «иди за Мною». Хотя в это время он был совсем юным, но его чистая девственная душа уже вся была объята пламенем веры в явившегося Мессию и исполнена любви к этому Небесному Посланнику. Любовь Иоанна везде и всюду следовала за Господом и нигде не оставляла Его. Любовь Иоанна не отступала от креста в то время, как вера пламенного Петра поколебалась, а надежда прочих апостолов иссякла. Его любовь следовала за Божественным страдальцем и во двор первосвященника и на Голгофу. В этой самоотверженной и искренней любви ничто не могло разлучить Иоанна с его Божественным Учителем и Другом: «ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее» (Рим. 8, 38). Св. Иоанн сохранил эту любовь до самой своей блаженной кончины, и вся его долголетняя жизнь была ничем иным, как деятельным проявлением этой любви в страданиях за Господа и в непрестанной проповеди о Нем, как о Боге любви и милосердия. Только благодаря такой любви он удостоился быть непосредственным свидетелем ужасных крестных страданий Господа Иисуса Христа за весь грешный род человеческий, и эта же любовь помогла ему первому увериться в действительности воскресения Спасителя.
За свою особенную любовь, за свое нежно-любящее сердце, исполненное девственной чистоты, он удостоился быть зрителем неизреченных Божиих откровений, удостоился проникнуть в глубину их. Он, исполненный божественной любви, один только из апостолов стал начальником богословия. Читая написанное им Евангелие, мы видим, на какую высоту богословия он взошел, и на этой высоте богословия ему стали доступны самые неизреченные тайны Божественной жизни. Его Евангелие отличается особой духовностью, которое он начал только один с возвышенных мыслей: «В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог».
Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.Кроме Евангелия и Апокалипсиса, апостол Иоанн написал несколько посланий к христианам. Главная мысль в его посланиях – это любовь к Богу и людям как совокупность всех добродетелей. Он пишет о любви к Богу: Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4, 17–21). Дивные и глубокие слова говорит апостол и учитель любви Иоанн о любви к ближним: Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 7–8). В последние годы своей жизни апостол часто повторял одно наставление: «Дети, любите друг друга». И когда ученики спросили его, почему он повторяет так часто эти слова, Иоанн ответил: «Это самая необходимая заповедь, если ее исполните, то закон Христов исполните». Апостол и евангелист Иоанн Богослов – единственный из двенадцати апостолов, не казненный врагами веры Христовой, а мирно скончавшийся в возрасте ста пяти лет. Обстоятельства его смерти необычайны и даже загадочны. По повелению апостола его закопали живым в землю. На следующий день, когда раскопали могилу, она оказалась пустой. Будем и мы прилагать усилия, чтобы облечься в христианскую любовь, и возлюбим друг друга потому, что любовь от Бога есть, и кто пребывает в любви, тот пребывает в Боге и Бог пребывает в нем.